Готовим ребенка к школе. Что должен знать и уметь завтрашний первоклассник.
Дети,
посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к
школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания.
Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских садах администрации
детских учреждений уделяют большое внимание детям подготовительных групп
– с ними занимаются психологи, логопеды. Несмотря на это, родителям
следует обратить внимание, проконсультироваться с воспитателем детского
сада о необходимости дополнительных занятий, о проблемах ребенка над
которыми нужно поработать. Особого внимания заслуживают дети, не
посещающие детские сады, а также ребята, которым в детских садах не
обеспечивают подготовку к школе ввиду недостатка квалифицированных
кадров. Таким детям рекомендуется обязательно посещать воскресные школы,
где они смогут научиться правильно сидеть, слушать преподавателя,
научатся мыслить логически, размышлять. Посещать такие школы можно с
пяти лет, некоторые принимают детей и более младшего возраста. С ними
рисуют, поют, играют.
Как правило, детские сады и воскресные школы не
ставят перед собой задачи научить ребенка читать и писать. К поступлению
в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания – причесаться,
самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку,
уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости. Кроме
того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия,
возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия
папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток
(день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме
всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу,
зачем нужно учиться.
Особое внимание следует уделить развитию памяти,
внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов,
он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до
10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам
рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать
стихотворение наизусть.
Сегодня существует огромный ассортимент литературы
для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не
стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не
учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения
приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать
или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень
трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие
одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в
своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги,
остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти,
моторики, внимания.
Вот несколько примеров для занятий:
- Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
- Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин
во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите,
сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
- Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите
их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их
количество.
- Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем
попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените.
Ребенок должен назвать недостающий предмет.
- Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов
или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к
ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний
предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
- Займите ребенка творчеством – вырезать из бумаги и картона,
лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин –
это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Чем бы вы не занимались с ребенком, не забывайте,
что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких
показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение
достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на
занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его
что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая
его от знаний.
И еще - занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.
|