Как научить детей преодолевать страхи? Читать далее
С рождением ребенка и на протяжении всей его жизни мы – заботливые и
ответственные родители – стараемся оградить его от любой опасности. Но
познавая новое, дети сталкиваются с такими открытиями, которые
отражаются на будущем восприятии окружающего и долго оседают в памяти,
всплывая в самые неожиданные моменты. Самое парадоксальное, что
инициаторами боязни, страха и неприятных ощущений могут быть обычные
предметы ежедневного обихода.
Фантазеры
Сорванец
Мишка в этот день был явно в хорошем настроении. Отлично погулял,
задорно бегал за голубями, подарил одуванчик Машеньке и даже сам
поднялся на первый этаж до лифта. А уж когда обеденный суп и котлетку
умял с явным аппетитом, мама заискрилась улыбкой и в награду
осчастливила кусочком желейного мармелада. Заветная сладость, конечно,
хорошо, думал Рома, но любимые мультики про львенка и черепаху – вот
настоящая отрада! Мама угадала и это желание, поставив диск и помогая
Роме удобнее усесться в мягком кресле-зайце. И вот комнату наполнял и
заполнял другой мир – красочный, музыкальный, добрый, веселый. Незаметно
покидая увлеченного сладкоежку в стране мультов, Ирина и подумать не
могла, что включенная стиральная машинка и провод в сети питания мигом
вернут Романа не только в привычный интерьер, но и страну настоящих
монстров. Направляясь обычным маршрутом из комнаты в кухню, чтобы
попить сок, Ромка истошно закричал и стал плакать до побелевшего ободка
вокруг рта и наливающихся краснотой глаз. «Низзя, мама, змея-змея… Мама
низзя!!!», – вопил малыш, которому чудилось, что из ванны по стене
ползет длинная тонкая черная змея, издавая дребезжание и угрожающая его
маме. Ирина быстро отключила машинку, прижала сына к груди и нежными
поцелуями успокаивала. «Вот так техника! Ай да постирушка вышла
хлопотная… Раньше не замечал, а теперь подрос и нафантазировал» –
размышляла Ирина. Эту стирку она закончила, когда Ромочка уснул. Через
два дня, мама с сыном вплотную знакомились с работой такой привычной для
взрослых техникой, разбирая ее работу по деталям, прощупывая кнопочки,
барабан и тот гибкий тонкий шнур, который отвечал за работу всего
механизма. Теперь Рома твердо знал, что шнур стелется по стене или полу,
когда стираются его рубашки и брючки, машинка громче работает при
полоскании и отжиме и что непременно нужно позвать маму развешивать
белье, ведь из ванны доносился писк. Стирка окончена, равно как и
преодолен страх к стиральной машине. Кто знает, что представляется
Роме при работе миксера, блендера, пылесоса, дрели или звуке в системном
блоке, нарушаемом тишину при включении компьютера. Бытовая техника,
облегчающая нам жизнь и позволяющая больше времени проводить с детьми и
родными, становится новым поводом для детских страхов, которые нужно
признать, упредить и помочь справиться. Страх – это естественное и
реальное чувство, которое помогает познавать мир, свои возможности и
характер, поведение близких и чужих людей. Страх не может быть нелепым и
смешным. Это чувство, к которому стоит относиться серьезно. Знайте… Детские страхи делятся на две группы: «обязательный или возрастные» «приобретенные» Смелые Страх
и боязливость – это защитный рефлекс живого существа, которому угрожает
внешняя опасность. Если ребенок, тем более маленький, боится незнакомых
звуков (гроза или гул работающей микроволновки), чужих людей, животных и
всего того, что им еще не изведано или не встречалось раньше – говорит
только о его правильном и гармоничном психо-эмоциональном развитии.
Конечно, от всего защитить ребенка нет ни сил, ни возможности, ни
надобности как таковой. Задача родителей, как главных проводников
ребенка в мир жизни, в том числе бытовой и общественной, научить
самостоятельно разбираться и преодолевать боязнь без прогрессирующих
последствий. · У детей не бывает мелочей и привычных взрослым
мерок. Поэтому случай, пустячный для нас, может восприниматься ребенком
очень значительно. · У каждого ребенка бывают свои причины, предпосылки и степень впечатления страхом и тревожными состояниями. · Искренне уважайте, объясняйте и помогите приручить страх. ·
Не высмеивайте, не ругайте, не заставляйте ребенка
самостоятельно побороть страх. Особенно, при чужих людях или ровесниках.
· Отвергнутый ребенок может только глубже загнать страх
внутрь, давясь им как плотной вязкой кашей, наносящей вред здоровью. ·
Преодолевая страх, дети адаптируются к жизни, на примере
узнавая смысл определений: «смелый», «храбрый», «идущий до конца»,
«самостоятельный». Излюбленная фраза: «Надо меньше обращать
внимание! Перерастет» – в деле постижения страхов вредная советчица.
Страхи растут вместе с ребенком, которому не под силу нести старые и
вновь приходящие тревоги. Будьте внимательны и тактичны, ведь
ребенок поделился с вами своими опасениями, ища союзника и надежную
руку, за которую он будет держаться, делая первые шаги к их преодолению.
Кстати, ведь он и учиться ходил с вашей помощью! Знайте… У страха есть нормы и характерные для каждого возраста ребенка особенности: 6-7 месяцев – боязнь необычных предметов, резких движений. 1 год – реакция на громкие звуки, отголоски. 2-3 года – испуг на незнакомые голоса животных, предметов, явлений. 3-4 года – бурный рост фантазии. Ребенок может сам придумать чудище и долго его бояться. 5-7 лет – паника перед абстрактными предметами. 7-8 лет – боязливость и осторожность знакомства со школой, новым укладом жизни и грядущим взрослением. Находчивые Подробное
описание страха самим ребенком – это уже полдела, когда он проживает
его, отодвигает от себя и воспринимает как случившийся факт, уже не
такой яркий и образный. Тут важно не пойти дорогой ошеломляющего или
стрессового метода. Ведь, оставив ребенка наедине с работающим пылесосом
или в гудящей машине, ничего кроме истерики, обморока и ледяного
чувства одиночества он не почувствует. Зато навсегда усвоит другой
урок – предательства самых дорогих людей, в прямом смысле выбивших почву
из-под его ног, и заставивших искать путь на ощупь. Научите
управлять рычагами страха – и ребенок с удовольствием двинется в
свободное плавание, даже не подозревая, что вы – топливо и попутный
ветер его корабля. · Если ребенок совсем маленький (до года –
1,5 лет), по возможности постарайтесь оградить его от пугающих звуков.
Ведь пользоваться предметами быта можно во время его сна, прогулок или
игр с родственниками и друзьями. Однако не стремитесь создать абсолютной
тишины. Детки, особенно живущие в крупных городах, быстро привыкают к
внешнему фону урбанизации. · С момента испуга должно пройти
время. Если ребенок не хочет даже говорить о предмете, вызвавшем его,
значит еще рано восстанавливать образы вновь. · Чем подробнее
и доходчивее вы расскажите ребенку о той технике, которой пользуетесь,
тем ему интереснее будет воочию потрогать, испробовать и
экспериментировать. Например, дети очень любят йогурт. Чем не повод
вместе приготовить это лакомство? Добавьте в прозрачный кувшин немного
молока, ложечку сметаны, дольки яблока, апельсина и ягодки клубники.
Теперь поставьте ее на крутящийся механизм, который немного пошумит и
взобьет ингредиенты до однородной массы. Блендер работает, шумит, а
ребенок не отрывая глаз, смотрит за прыгающими фруктами, которые
купаются в молоке, плескаясь словно рыбки. И уже совсем не страшно.
Наоборот: выпив стаканчик легкого йогурта, думаешь не о приятном звуке, а
том, как бы еще уговорить маму приготовить любимое лакомство. ·
Часто для устранения страха достаточно дать ребенку досконально
пощупать, заглянуть, пристально вглядеться – в общем, изучить предмет.
При этом, не оставляйте его наедине. Малыш должен чувствовать вашу
защиту и готовность ответить на любые вопросы. · Подождите и
наберитесь терпения. Пройдет совсем немного времени и исследовательская
натура и любопытство малыша, притупят его страх и позволят узнать
истинное предназначения предмета. Вы удивитесь, но у страха тоже
есть злейший враг, которого он боится и панически не переносит. Это
родительская ласка, любовь и защита своего ребенка. Вместе они научат
юного человечка смотреть страху в лицо и преодолевать его с улыбкой. Знайте… Должно
насторожить, если страх не проходит даже после проводимой вами
коррекции, и наблюдаются первые признаки навязчивости или невроза.
Панические страхи отличаются систематичностью, четким сюжетом и
подробным описанием. При рассказе у ребенка учащается сердцебиение,
отмечается потливость и жар (нехарактерный румянец), нарушается сон и
аппетит. Такой страх обессиливает, выхолащивает, заставляет излишне
паниковать и убирается только при помощи специалиста (детского
психолога). Изобретательные Существует множество методик,
позволяющих преодолеть страх. Но самым действенным и незаметным для
ребенка являются игра. Например, простая сценка с перчаточными куклами
позволит ребенку обыграть страх, стать смелее, проявить смекалку. Ведь
он теперь герой, который спасет принцессу и ее очаровательного пуделя от
грозы или надвигающего трамвая. В начале спектакля задайте сюжет,
знакомый ребенку в реальности и моделируйте ситуацию. Отличным
подспорьем в преодолении бытовых страхов выступают мини-модели,
игрушки-имитаторы взрослых предметов обихода. Сегодня без труда можно
купить розовый пылесос, который вместо шума поет песенки, стиральную
машинку для платьев кукол, микроволновку – для обедов медвежат, дрель и
сверла, импровизированную кухню, ванную комнату и даже гараж с машиной
или автобусом. Как же забавно теперь убирать и пылесосить комнату
вместе! Управляя моделями предметов, ребенок подсознательно привыкает к
ним и уже рассматривает взрослые прототипы как взрослые же игрушки,
только более крупные и функциональные. Эффективно противостоят
страхам подробные рассказы, предания, легенды и сказки о них. Все то,
что требует красочного языкового описания, образности, сюжета, с
захватывающей кульминацией и громким оптимистичным окончанием.
Фантазируйте, ведь предметы быта в эру техногенного роботостроения могут
оживать не только в образах детей. Пусть пугающая ребенка соковыжималка
будет роботом Сокки, которого он сегодня боится, а совсем скоро придет и
попросит сделать такой напиток на весь год, чтоб не только витаминами
организм насыщал, но и бодрости придавал. Ведь он хочет помочь Сокки,
которого тяготит это вечное кряхтение. Для этого подумает, потрудится и
создаст Сокки-супер: сверхмощный и очень тихий. Чем вам не воспитание
инженерной мысли будущего конструктора-изобретателя? Отлично
корректирует боязнь и снижает интенсивность страхов рисование или
проецирование страхов на бумаге. Подбирая цвета, графически излагая
мысли, прилагая усилия к штрихам, мазкам и ретуши дети выпускают из себя
все негативное. Попробуйте создать фильм-прощание с гнетущими
мыслями: нарисовать несколько картинок с устрашающим предметом,
соединить их вместе и аплодировать счастливому финалу. А можно просто
изобразить предмет, пугающий ребенка, например, вентилятор, зачеркнуть
его, порвать и выбросить. Уже после нескольких таких занятий ребенок
вспомнит о страхе с улыбкой. Знайте… Устойчивость к страхам
повышают закаливание и утренняя зарядка. Ведь у крепкого и здорового
человека высокий энергетический тонус организма и крепкая нервная
система. Фантазеры, находчивые, смелые, оригинальные,
изобретательные – сотни и тысячи описаний наших любимых и таких разных
детей приводят к единому чувству – переживанию и тревоги за их жизнь,
здоровье, будущее. Но это тот позитивный и созидательный страх,
руководствуясь которым, мы вместе учимся ничего не бояться. Тем более в
нашем общем доме.