Четверг, 28.03.2024, 17:29
     Муниципальное Общеобразовательное Учреждение     ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8   г. Анжеро-Судженск   Кемеровской области

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
В этом разделе
Полезные советы [57]
Игры в лагере [9]
Электронный журнал
Афоризмы, цитаты
КАЛЬКУЛЯТОР


sgrt – это квадратный корень числа

Наш опрос
Я учусь в школе №8, потому что
Всего ответов: 155
ПРАЗДНИКИ
 Каталог статей
Главная » Статьи » Учителям » Полезные советы

Принципы построения воспитательной работы в коллективе


Принципы построения воспитательной работы в коллективе


Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука  дает различные трактовки воспитанию. Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности». 

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. такими документами являются Закон РФ «Об образовании», столичная и региональные программы развития образования, программа развития воспитания в системе образования России. Все перечисленные выше документы ориентированы на повышение социального статуса воспитания в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания. Государственные документы дают возможность классному руководителю четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы.

Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что классный руководитель должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. 

 

Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:


  • Организация разнообразной деятельности в классе

  • Забота о развитии каждого ребенка

  • Помощь в решении возникающих проблем.

Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:

Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Диагностические задачи - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.

Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкрети­зация нравственных норм в реальной жизни.

Процессуальные задачи - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:

I. Целевые функции.

К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:

-    воспитание детей;

-  социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.

II. Социально-психологические функции.

- организаторская (поддержка положительной доской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем, сколько на помощи в самоорганизации);

- функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления).

III. Организация и управление деятельностью.

- диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);

- функция целеполагания  (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);

- функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:

1)  по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;

2)  по способу влияния педагога – непосредственные.

В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

По субъекту организации классификация форм может следующей:

- Организаторами детей являются педагоги, родители и др. взрослые;

- Организация деятельности осуществляется на основе сотрудничества;

- Инициатива и ее реализация принадлежит детям.

 Все формы так же классифицируются по результату:

  -  Результат - информационный обмен

  -  Результат - выработка общего решения (мнения)

  -  Результат - общественно значимый продукт           

 По числу участников формы делятся на:

Индивидуальные (педагог-ученик) - охватывает всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе и т.д.;

- Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микрокружки (в этих формах - классный руководитель - рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата);

-  Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста учени­ков и рядя других условий. Классный руководитель может выполнять роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знаю­щих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.



Категория: Полезные советы | Добавил: Admin (11.02.2011)
Просмотров: 2421 | Комментарии: 1 | Теги: УЧИТЕЛЯМ, полезные советы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Гость



Группа:
Гости
Время:17:29

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Часы
Календарь
Что обещают
Облако тегов
Поиск
Рекомендуем
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Конструктор сайтов - uCoz