Принципы построения
воспитательной работы в коллективе
Слово «воспитание» известно каждому.
Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в
человеке проявляются плохие качества характера или он
совершает плохие поступки – это тоже объясняется
воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который
призван профессионально заниматься воспитанием, должен
четко себе представлять, что такое воспитание. В разное
время педагогическая наука дает различные трактовки
воспитанию. Однако наиболее верным является следующее,
предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание – это
целенаправленное управление процессом развития
личности».
Сегодня в педагогику вернулись идеи
важности и значимости детства, сотрудничества, диалога,
самоактуализации и самоопределения личности. Значение
этих понятий отражено в документах, которые определяют
государственную политику в области образования. такими
документами являются Закон РФ «Об образовании»,
столичная и региональные программы развития образования,
программа развития воспитания в системе образования
России. Все перечисленные выше документы ориентированы
на повышение социального статуса воспитания в системе
образования, на формирование ценностных
мировоззренческих основ воспитания. Государственные
документы дают возможность классному руководителю четко
определить цели и задачи воспитания, определить
приоритеты успешности воспитательной работы.
Данные документы обращают внимание
классного руководителя на необходимость координационного
взаимодействия всех участников воспитательного
процесса: учащихся, педагогов, родителей. В них
говорится о том, что классный руководитель должен
уделять преимущественное внимание организации
психолого-педагогического просвещения родителей,
привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива,
оказанию помощи семье в решении проблем воспитания.
Документы указывают на то, что педагог может и должен
использовать в работе отечественные традиции воспитания,
современный инновационный опыт воспитательного процесса,
передовые воспитательные технологии прошлого и
современности.
Сегодня классный руководитель
выполняет три взаимосвязанные функции:
-
Организация разнообразной
деятельности в классе -
Забота о развитии каждого
ребенка -
Помощь в решении возникающих
проблем.
Так же можно выделить несколько типов
задач, которые решает классный руководитель в процессе
взаимодействия с учащимися и их родителями:
Социальные задачи включают в
себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям,
включение в систему социальных связей, взаимодействие с
семьей и различными институтами воспитания с целью
создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические задачи
- правильная организация
системы воспитания. Для этого классный руководитель
должен знать своих учеников, их личностные качества и
индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом
не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с
этическими нормами.
Воспитательные задачи
связаны с ориентацией
детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации
нравственного выбора и конкретизация нравственных норм
в реальной жизни.
Процессуальные задачи
- выбор эффективных
педагогических средств, планирование работы с классом,
контроль и рефлексия деятельности.
Педагог как руководитель классного
коллектива реализует свои функции относительно всего
класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный
руководитель решает поставленные перед ним задачи в
соответствии со спецификой возраста детей и
взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом
индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в
работе классного руководителя является содействие
саморазвитию личности, реализации ее творческого
потенциала, обеспечение активной социальной защиты
ребенка создание необходимых и достаточных условий для
активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание деятельности классного
руководителя
определяется его функциями,
которые можно распределить на три уровня:
I. Целевые функции.
К ним относятся педагогические и
социально-гуманитарные функции, которые направлены на
создание условий для социального развития учащихся,
ориентированы на помощь ребенку как в решении его
актуальных личностных проблем, так и в подготовке к
самостоятельной жизни. Основными функциями,
определяющими содержание деятельности классного
руководителя, являются следующие:
-
воспитание детей;
-
социальная защита ребенка от неблагоприятных
воздействий окружающей социальной среды.
Задача классного руководителя
заключается в интегрировании усилий всего
педагогического коллектива в реализации этих функций.
II. Социально-психологические
функции.
- организаторская (поддержка положительной
доской инициативы, связанной с повышением уровня жизни;
внимание акцентируется не столько на организации
деятельности учащихся классным руководителем, сколько на
помощи в самоорганизации);
- функция сплочения коллектива (классный
руководитель акцентирует свое внимание на развитии
ученического самоуправления).
III. Организация и управление
деятельностью.
- диагностическая функция
(классный руководитель определяет исходный уровень и
постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта
функция направлена на анализ и исследование личности и
индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин
неэффективности результатов и дает возможность увидеть
характеристику педагогического процесса в целом);
- функция целеполагания
(взаимодействие классного руководителя с учащимися в
определении целей воспитательной деятельности; при этом
доля участия педагога зависит от возраста учащихся;
реализация этой функции отражается в процессе
планирования деятельности классного руководителя);
- функции контроля и коррекции
(эти функции направлены на выявление положительных и
отрицательных результатов взаимодействия классного
руководителя с учащимися; на основе анализа этих
результатов осуществляется коррекция деятельности
классного руководителя).
Реализуя
свои функции, классный руководитель осуществляет выбор
форм работы с детьми, которые различаются:
1) по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная,
художественная;
2) по способу влияния педагога – непосредственные.
В
свою очередь, по времени проведения формы работы делятся
на:
- кратковременные (от нескольких минут до
нескольких часов);
- продолжительные (от нескольких дней до нескольких
недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
По субъекту организации
классификация форм может следующей:
-
Организаторами детей являются педагоги, родители и др.
взрослые;
-
Организация деятельности осуществляется на основе
сотрудничества;
-
Инициатива и ее реализация принадлежит детям.
Все
формы так же классифицируются по результату:
-
Результат - информационный обмен
- Результат -
выработка общего решения (мнения)
-
Результат - общественно значимый продукт
По числу участников формы
делятся на: - Индивидуальные (педагог-ученик) - охватывает всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе и т.д.; - Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микрокружки
(в этих формах - классный руководитель - рядовой
участник или организатор, который помогает каждому
проявить себя и создать условия для получения в группе
значимого положительного результата);
- Массовые (педагог - несколько групп, классов)
- конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования
и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста
учеников и рядя других условий. Классный руководитель
может выполнять роль: ведущего участника, организатора;
рядового участника деятельности, воздействующего на
детей личным примером овладения опытом более знающих
людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
|