Права родителей
Родители (законные представители) обучающихся школы имеют право:
* выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования (до получения несовершеннолетними детьми основного общего образования);
* дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье;
* знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
*знакомиться с Уставом Учреждения, Лицензией на общеобразовательную деятельность, Свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
* защищать законные права и интересы обучающегося;
* посещать родительские собрания, приходить на индивидуальные консультации по вопросу обучения и воспитания ребенка;
* консультироваться с педагогами и психологом по проблемам воспитания и обучения ребенка;
* вносить предложения по организации дополнительных образовательных платных услуг, по улучшению работы с детьми в школе;
* вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы;
* участие в управлении школой в формах, определенных Уставом школы.
Типичные нарушения прав обучающихся
В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
- пренебрежение основополагающим понятием прав человека
"достоинство человека" (многие педагоги считают, что достоинством
обладают только взрослые);
- представление о ребенке, как о пассивном материале, из
которого учителю предстоит лепить "нечто" по своему усмотрению, полное
игнорирование детской индивидуальности;
- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
- государственная типовая школа остается основным местом образования;
- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование
(бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное
образование требует вложения больших средств; государство экономит на
школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из
малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное
образования);
- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности
(ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как
объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
- физическое насилие;
- психологическое, психическое насилие;
- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
- отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми,
нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его
полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение
повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или
другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные
(требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического
здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое
длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов)
или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него
патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К
этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая
неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить
основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище,
одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная
неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить
ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
- расписание не соответствует нормам валеологии;
- сверхнормативное увеличение учебного плана;
- проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
- большие объемы домашних заданий;
- у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).
4. Отсутствие возможности участия в самоуправлении учебным заведением.
- Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.
Это важно!
Скачать ( .doc 391 Кб)
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Скачать ( .doc 125 Кб)