НОВЫЕ ПРОФЕССИИ XXI ВЕКА
Андеррайтер - (в буквальном
переводе с нем- "подписчик"): 1) гарант, поручитель, берущий на себя
обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных
акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей
распродажи инвесторам; 2) в страховании - лицо, уполномоченное
страховой компанией принимать все виды риска. Андеррайтер отвечает за
формирование страхового портфеля. Двое или больше Андеррайтеров часто
образуют биддинг-синдикат с целью представить предложение на гарантию
размещения нового выпуска муниципальных ценных бумаг.
Девелопер
- специалист по
операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости,
разработкой проекта (например, строительства здания) и дальнейшей
продажей или сдачей в аренду данного объекта. Данная профессия требует
глубоких экономических и юридических знаний, а также организаторских
способностей.
Джоббер -
специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи - покупка и
продажа акций (за свой счет, в отличие от брокера). Необходимы
экономические знания, а также умение рисковать.
Копирайтер - человек,
разрабатывающий креатив в рекламе. В задачи копирайтера входят
создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов,
пресс-релизов и т.д. Требования к данной профессии - высокий уровень
развития творческих способностей, неординарность мышления и хорошие
знания языков.
Коучер - специалист,
раскрывающий потенциал личности сотрудников компании (обычно
топ-менеджеры): увеличивает их производительность и эффективность,
помогает развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и
направлении, приводит в действие системы мотиваций человека. Основные
требования - коммуникативные навыки, глубокие знания в психологии.
Лоббист - средник между
финансовыми, политическими или профессиональными группами и
госчиновниками, депутатами. Используя налаженные деловые контакты, он
влияет на принятие решений в пользу интересов "своей" группы.
Поле деятельности лоббиста велико - от
Государственной Думы до органов местной власти, районной управы. В
нашей стране этот вид деятельности находится на этапе становления. В
США же, например, сегодня только в Конгрессе действуют 15 тысяч
лоббистов, объединенных в специализированные конторы и агентства,
устанавливающие свои правила игры с властью.
Среди лоббистов существует узкая
специализация. Лоббистов рынка недвижимости, например, можно
подразделить на тех, кто лоббирует интересы риэлтеров и интересы
строителей. Есть "стальное" лобби (металлурги), автолоббисты
(автомобилестроители).
Изучить технологию лоббирования можно на
специальных курсах, недавно организованных Национальной ассоциацией
лоббистов (тел. 452-31-57). Преподаватели - ведущие эксперты
Государственной Думы, бывшие депутаты, практики лоббизма - знакомят
слушателей с классическими формами давления на власть, используемыми в
западных странах. Лоббисту необходимы серьезные знания в экономике,
юриспруденции. Он должен хорошо разбираться в специфике рынка,
накотором действуют его клиенты.
Но только "научившись" лоббированию, стать
лоббистом нельзя. Чтобы заниматься этим делом, нужно иметь налаженные
связи, опыт, авторитет и безупречную репутацию.
Логистик - спелиаст,
занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара, средств
производства. Задачи логистика - разработка схемы товародвижения,
поставок, расчет наиболее экономичных путей, координация основных
подразделений. Главное требование - аналитические способности,
оперативность мышления, также приветствуются коммуникабельность,
самостоятельность, мобильность
Медиа-байер. В обязанности
медиа-байера входит работа со средствами массовой информации. Он
занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени
на радио и TV. Как правило, несколько медиа-байеров подчиняются
медиа-планеру (в рекламном или PR агентстве) или начальнику рекламного
отдела (в крупной компании). Как правило, медиа-байер имеет более
узкую специализацию, нежели медиа-планер. Он ведет или какой-то один вид
СМИ (радио, ТV, печать), или какой-то определенный рекламный заказ на
товары и услуги. Примерная зарплата медиа-байеров до кризиса
колебалась в пределах 600-1200 долларов. Основная задача медиа-байеров
- добиться от средств массовой информации минимальных расценок за
рекламу. Чем опытнее медиа-байер, тем эффективнее рекламная политика
фирмы, тем меньше ее удельные расходы на рекламу. В принципе, работать
медиа-байером может любой человек, обладающий минимальным житейским
опытом и связями в кругах массовой информации. Подобные связи не
обязательно должны быть на уровне руководящего звена, иногда достаточны
таковых в среде внештатных корреспондентов каких-то изданий.
Медиа-планер. В задачи
медиа-планера входят прежде всего стратегическое планирование
рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом.
Медиа-планер должен осуществлять оценку рекламной эффективности
различных средств массовой информации и соответствующим образом
перераспределять рекламный бюджет. Это невозможно без серьезных
познаний в области маркетинга, социологии и пр. Тут надо отметить, что
данная должность существует в основном в рекламных агентствах. В
крупных компаниях, имеющих свои рекламные отделы, подобные функции
выполняет начальник или менеджер отдела рекламы. Считается, что
медиа-планеров действительно высокого уровня в России насчитываются
единицы. Раньше высшее образование не ориентировалось на выпуск людей
подобной специальности, сейчас специалистов подобного уровня пытаются
готовить, например, на факультете журналистики МГУ. Большая же часть
специалистов в области рекламы, иногда без высшего образования,
"ковалась" непосредственно на рабочих местах. При этом годичного стажа
работы считалось недостаточно, чтобы человека считали специалистом в
области рекламы. Считается, что для медиа-планеров действительно
высокого уровня, желательно физическое или математическое образование.
Для серьезного анализа рекламного рынка, рынка товаров и услуг
необходимо знание таких компьютерных программ, как Integrum, Pal
Marceting и др. До обвала рекламного рынка в сентябре-октябре 1998
года специалисты по рекламе считались одной из наиболее
высокооплачиваемых категорий сотрудников. До кризиса зарплата
медиа-планеров в рекламных агентствах высокого уровня колебалась в
пределах от 1000 до 1500 долларов. В крупных представительствах
иностранных компаний эти цифры достигали 3000 долларов. После кризиса
эти цифры опустились приблизительно до 600-800 и 1500 долларов. В
результате кризиса пострадали многие рекламные агентства, особенно те,
которые собирали рекламу для какого-то одного определенного издания, а
рекламный рынок сократился в несколько раз. Таким образом, на этом
сегменте рынка труда спрос превышает предложение.
Мерчендайзер
- специалист
по продвижению продукции в розничной торговле. Контроль расположения
товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и цен на
товар - все это основные задачи мерчендайзера. Основные требования к
профессии - коммуникабельность, работоспособность, презентабельная
внешность, обучаемость. Желателен опыт работы, знание английского
языка и наличие водительских прав.
Промоутер.
Еще лет
пять-семь назад о них никто ничего не слышал. Теперь это одна из самых
популярных "студенческих" профессий, правда с дискриминацией по
половому признаку - в основном берут девушек.
Стать промоутером непросто. В рекламных
агентствах выстаиваются очереди из претенденток - эта работа не мешает
занятиям, прилично оплачивается. Профессиональные перспективы для
будущих бакалавров и магистров здесь отсутствуют, зато можно научиться
другим вещам, таким же важным, как базовое образование. Например,
свободно общаться с людьми самого разного типа и возраста, освоить азы
рекламы и маркетинга, которые сегодня пригодятся практически в любой
профессии.
Все видели симпатичных девушек в ярких майках
и бейсболках с логотипами известных фирм, угощающих прохожих,
посетителей магазинов и кафе сигаретами, печеньем и шоколадом;
раздающих образцы новых видов косметики и предметов гигиены. Это и
есть промоутеры, или, на профессиональном слэнге - промо- девушки.
Промо-девушка работает 3-4 дня в неделю, по 4-6 часов в день. Оплата
почасовая, за неделю получается 800-1000 руб. Кто может стать
промоутером?
Не только красавица "90-60-90". Присмотритесь,
девушки встречаются самые разные. И даже возрастные рамки - не
слишком жесткие. Хотя в большинстве объявлений о наборе промоутеров
возраст указывается "18 -23 года", максимум - 25, на практике с
удовольствием возьмут и девушку постарше. Главное, чтобы она выглядела
свежо и обладала самым важным качеством для профессии - обаянием.
Каких-то определенных стандартов, как в
модельном бизнесе, здесь не существует. Внешность промо-девушки
подбирается в соответствии с видом и рекламным образом товара. Самые
специфические требования предъявляют производители сигарет. Для
рекламы "Winston", например, типично мужской марки, отбирают крепких,
среднего роста, веселых и задорных девушек; для "Vogue", изысканных
женских сигарет, нужна внешность фотомодели, "вампирское" обаяние и
рост от 180 см. Если промоутер работает с предметами гигиены или
витаминами, пищевыми добавками - достаточно 165 см. и общего приятного
впечатления.
Отбор происходит в рекламном агентстве или в
офисе компании -заказчика, и больше напоминает прием в модельную или
театральную студию, чем стандартную процедуру собеседования. Конечно,
будущие промоутеры должны и заполнить анкеты и ответить на вопросы
интервьюеров. Но кроме этого им приходится участвовать в кастинге
(показе), когда нужно пройти по подиуму, показать умение двигаться и
разговаривать. Могут потребоваться и актерские способности, если
попросят изобразить, как должна происходить презентация продукта или
беседа с воображаемым клиентом.
С теми, кто прошел отбор, заключается договор.
Форма сотрудничества может быть любой - от участия в разовой акции до
постоянной работы в течение нескольких месяцев или лет.
Перед тем как первый раз "выйти в люди"
девушки участвуют в специальном тренинге, где отрабатываются
профессиональные приемы и навыки: начиная от заучивания текста, который
дает компания-заказчик, и заканчивая интонацией, темпом речи,
возможными вариантами развития разговора с клиентом.
Самая близкая к работе промоутера - работа
продавца, хотя задачи у них разные. Задача промоутера - не продать
товар, а заинтересовать им как можно больше потенциальных покупателей.
Предложить его на пробу, рассказать о марке, качестве, новшествах.
Прохожего или посетителя нужно суметь привлечь, "выдернуть" из толпы
взглядом, улыбкой, приветливым словом, при том, что многие торопятся
пройти мимо; завязать с ним разговор, добиться ответной реакции, а не
просто "всучить" изделие. Арсенал средств используется разный.
В дополнение к образцам продукции заказчик
снабжает промоутера специальной формой ярких, сочных цветов - брюками
или юбкой, курткой, шапкой зимой и майкой и кепкой летом, рюкзаком или
сумкой. Поэтому промо-девушку в любой толпе сразу видно. Но бывают и
нетрадиционные решения. Так одна парфюмерная фирма, рекламируя в ГУМе
новый мужской аромат, скорее раздела, чем одела своих промоутеров.
Молодые люди (редкий случай!), знойные красавцы, были "одеты" в плавки
и с головы до ног выкрашены золотой краской. Промоутеры работают в
самых многолюдных местах города - больших магазинах типа "ГУМа" и
"Охотного ряда", супермаркетах, на центральных улицах и около станций
метро, в популярных тусовочных местах - кафе, барах, клубах. Место
работы зависит и от продукта, с которым приходится иметь дело. Если
это сигареты, то работа - на улице, если "кондитерка", кофе,
безалкагольные напитки - в магазине, спиртное - в кафе или баре.
"Зависать" на одном продукте тоже не
приходится. Рекламная акция по сигаретам длится два-три месяца, потом
девушку "перекидывают" на другой продукт - косметику, например.
Меняется продукт - меняется график работы. Больше всего желающих
поработать на дегустации спиртных напитков в кафе и барах. Это работа в
вечернюю смену - с семи до полуночи, и целый день - свободен.
Сомелье.
Почти в каждом
номере нашей газеты в разделе "Ресторанный бизнес" публикуются
объявления о подготовке СОМЕЛЬЕ. И в одном из последних номеров газеты
"Эксклюзив Персонал" появилось объявление о вакансии СОМЕЛЬЕ в ночном
клубе. Так кто же он такой, СОМЕЛЬЕ? Знаток вин.
Сомелье - слово французское, адекватного
перевода на русский нет, потому что ни в одном другом языке мира
такого понятия просто не существует. Однако объяснить, что оно
означает, можно. Вот как определяет его Жорж Пертюизе, президент Союза
сомелье Франции: "Сомелье - это человек, ответственный за напитки в
ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков, сервирующий их или
следящий за их подачей клиенту вплоть до момента, когда тот покидает
зал".
Одна из главных обязанностей сомелье -
формирование винной карты (перечень имеющихся напитков). Содержание
винной карты ни в коем случае не должно расходиться с содержанием
винного погреба, запасы которого необходимо регулярно пополнять.
Безусловно, сомелье должен знать многое.
Первые представители этой профессии появились в Москве три года назад.
Именно тогда владельцы ресторанов (с большими винными погребами)
поняли необходимость в специалистах такого рода. Первые сомелье, по
сути, были самоучками. Сомелье отвечает за хранение вин в винном
погребе, поддерживает для каждого из напитков необходимую температуру и
определенный режим влажности и порой в ресторане с большой винной
картой он один знает, где находится та или иная бутылка. Ведь это -
его царство, его вотчина, в которой он - полноправный хозяин. Поэтому
постоянное присутствие сомелье в заведении просто необходимо - ни
больничных, ни отлучек "по личным вопросам". Где этому научиться?
"Империя барменов и официантов" (тел.
201-62-91), занимающаяся подготовкой специалистов ресторанного
бизнеса, знакомит своих учеников с основами сомелье. Этот курс читает
опытный преподаватель из фирмы "Галерея вин". Интенсивное обучение
длится три недели и стоит 2000 рублей. Своим выпускникам "Империя"
дает 100% гарантии трудоустройства.
Специалист бэк-офиса (Back Office)
.
Задачей бэк-офиса является документарное оформление и сопровождение
сделки, заключенной трейдерами компаний - контрагентов (фронт-офис). В
ряде российских компаний специалисты бэк - офиса занимались также
скупкой ценных бумаг у физических лиц. Бэк - офисы, таким образом,
существуют в банках, инвестиционных компаниях и прочих организациях,
совершающих сделки на рынке ценных бумаг. В зависимости от объема и
оборота подобной организации бэк - офис может насчитывать от трех до
пятнадцати человек. Работа бэк - офиса ведется в соответствии с
нормативными документами ФКЦБ (Федеральной Комиссии по Ценным
Бумагам). Соответственно, каждый специалист этого отдела должен знать и
строго соблюдать эти требования.
Что же входит в непосредственные обязанности
специалистов бэк-офиса? Во-первых, специалист бэк - офиса ведет журнал
регистрации сделок, оформляет договоры купли-продажи ценных бумаг
определенного эмитента. Во-вторых, по заключенному договору должна
произойти перерегистрация ценных бумаг, т.е. передача прав
собственности от продавца к покупателю. Эту процедуру на основании
передаточного распоряжения в реестре держателя ценных бумаг также ведет
специалист бэк-офиса. Он же оформляет передаточное распоряжение либо
при заключении договора, либо непосредственно в реестре ценных бумаг.
После перерегистрации и получения документа, подтверждающего права
нового владельца на пакет акций (выписка), специалист бэк - офиса
должен проконтролировать процесс расчета компании покупателя с
компанией - продавцом. Надо отметить, что малейшая неточность в
оформлении документов может послужить поводом для признания сделки
недействительной и послужить причиной серьезных убытков компании.
Рынок ценных бумаг начало трясти с лета 1998
года, а 17 августа наступил "крах". До этого времени специалисты бэк -
офиса могли отнести себя к "среднему классу". Их зарплаты в
зависимости от должности и выполняемых обязанностей колебались в
пределах от $500 до $2000. Как и в любой новой области деятельности,
перед молодым специалистом открывались значительные возможности
карьерного роста.
Большая часть специалистов бэк-офиса после
прохождения краткосрочных курсов обучалась своему делу непосредственно
на рабочих местах. В принципе, специалистов подобного профиля готовят
на факультетах "финансы и кредит" в различных вузах экономического
направления.
Трейдер. Trader - торговец (англ.).
Трейдер в самом общем смысле этого слова, - крупный торговец,
посредник между производителем (владельцем) и покупателем. До кризиса
отечественного финансового рынка весьма популярной фигурой являлся
трейдер на рынке ценных бумаг. Тут возникает очередное разночтение
между отечественным и международным содержанием одного и того же
понятия. В международной практике трейдером называется лицо
(предприятие), совершающее сделки от собственного лица. Лицо
(предприятие), выполняющее чужие заказы на покупку-продажу, называется
брокером. В отечественной практике гордым словом трейдер называли
себя все. Обычными требованиями к трейдеру на рынке ценных бумаг
являлись наличие аттестата Минфина первой категории на право работы с
ценными бумагами, опыт работы от года и возраст до 30 лет. Различают
трейдеров по работе с физическими и юридическими лицами. Для последних
обязательно, по крайней мере, обучение по программе FAST (Finansial
Analysys and Security Trading), финансовый анализ и торговля ценными
бумагами. Серьезным вопросом для начинающих трейдеров является вопрос
материальной ответственности перед компанией за результаты сделки.
Объявляемая оплата труда опытного трейдера составляла $1000 + %,
начинающего - $500, при том, что основной доход, безусловно,
заключался в процентах. По формальным требованиям сложно представить
содержание работы трейдера. Наши менеджеры по работе с клиентами
сравнивали обстановку на биржевой площадке (в горячие дни) с
обстановкой в операционном зале Чернобыльской АЭС за 10 минут до
взрыва.С трейдером по ЦБ не следует путать трейдеров, отвечающих за
операции с материальными ценностями. Таковыми могут быть любые
многотоннажные продукты: нефть, газ, лес, зерно и пр. В обязанности
трейдера входит организация торговли определенным продуктом в
международном масштабе, контракты с торговыми и форвардными компаниями
в центре и на местах. Такой человек должен обладать огромным опытом
коммерческой деятельности, свободно ориентироваться в системе
фьючерсных контрактов, методах экономического анализа. К примеру, чтобы
примерно знать цену на зерно через год, два, три (а большая часть
зерна продается по долгосрочным контрактам), надо учесть сотни
факторов, среди которых изменение климатических условий, политической
обстановки и т.д. Людей, которые могли бы работать ассистентами
трейдеров, готовит, например, МГИМО.
Хед-хантер (Head-hunter) -
Охотник за головами (англ.). В принципе, хед-хантер, как и рекрутер,
выступает посредником между работником и работодателем. Если рекрутер,
как правило, имеет дело со специалистами среднего звена или, точнее,
средней степени распространенности, то хед-хантер имеет дело со
специалистами экстракласса. Далее - если рекрутер имеет дело, как
правило, с человеком, ищущим работу, хед-хантер работает со
специалистом, "заваленным" предложениями по работе, поступающими от
разных фирм. Если рекрутер работает со множеством специалистов,
пытаясь отобрать из них подходящих, хед-хантер работает с одним
(несколькими) людьми, пытаясь повлиять на их выбор места работы, или,
попросту говоря, переманить его из одной фирмы в другую. Типичный пример
такого специалиста - организатор региональной дилерской сети.
Стоимость "приобретения" такого специалиста может быть в десятки раз
меньше стоимости создания региональной сети сбыта.
Хед-хантер также ведет предварительные
переговоры с клиентом по поводу условий работы и оплаты труда. Заказы
на хед-хантинг встречаются гораздо реже и оплачиваются значительно
выше, чем заказы на подбор персонала. Как правило, стоимость их
выполнения составляет 20-40% годового дохода.
Источник: Газета "Работа для вас";
http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm
http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov004
http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html
|