Профессия: рекламный-специалист
P.O.S.- специалист
Не POSледние люди в рекламе
С тезисом "реклама - двигатель торговли" не
поспоришь. Но даже самый дорогой и часто мелькающий на телевидении
видеоролик не гарантирует устойчивого спроса на товар. Времена, когда
компании-производители рассчитывали только на рекламу в СМИ, позади.
Сегодня крупные корпорации заказывают полный пакет услуг, включающих
все существующие на данный момент механизмы. Одна из существенных
составляющих рекламной стратегии - P.O.S.
Каждый покупатель, придя в магазин,
сталкивается с проблемой выбора. Один и тот же товар предлагают разные
производители. Счет торговых марок идет на десятки, а то и сотни. И
качество изделий подчас практически одинаковое. На тех, кто не привык
составлять заранее многостраничные продуктовые списки и не готов всю
жизнь хранить верность одному бренду, в основном и рассчитаны
P.O.S.-технологии - рекламные механизмы, которые работают
непосредственно в местах продаж.
Сила в многообразии
Аббревиатура P.O.S. (Point of Sales
materials) означает рекламные материалы, расположенные в местах
реализации товаров и услуг. Изначально этим термином называлась
печатная продукция: постеры, рекламные листовки. Позднее, когда стало
ясно, что сфера P.O.S. переросла полиграфию, этот сегмент выделился в
отдельную область рекламной работы. Появились свои технологии,
стратегии, приемы работы. И в итоге возникла острая необходимость в
профессионалах, которые не просто умеют изготавливать красочные и
запоминающиеся по форме материалы, но и могут создавать что-то
по-настоящему новое, способное захватить внимание покупателя и в
конечном итоге подвигнуть его на покупку.
На данный момент рынок P.O.S.-технологий -
один из самых динамично развивающихся сегментов рекламного бизнеса. В
процессе задействованы десятки специалистов, начиная с маркетологов и
заканчивая рабочими.
Кто же такой P.O.S.-специалист? Это универсал, отвечающий за
разработку стратегии и выход конечного продукта для продвижения товаров
или услуг в местах продаж, способный сгенерировать идею и реализовать
ее с учетом пожеланий заказчика, конечной цели кампании, обобщенного
образа покупателя, рекламного бюджета и многих других факторов.
Век высоких технологий внес свои коррективы в
развитие P.O.S.-сектора. Речь идет о бурном развитии компьютерных
носителей. Всевозможные табло, мониторы, световые инсталляции
справляются с поставленной задачей во многих случаях лучше традиционной
полиграфии. Соответственно, в цене технические специалисты, умеющие
использовать новые технологии. Кстати, некоторые игроки рынка в
принципе перестали считать бумажные рекламные носители
P.O.S.-материалами и работают только с электронными.
Все зависит от цели
Качества, необходимые P.O.S.-специалисту:
- нестандартное мышление
- художественный вкус
- высокая работоспособность
- хорошие коммуникативные навыки.
Работа P.O.S.-специалиста крупной компании
начинается с постановки задачи. В большинстве случаев каждая рекламная
кампания помимо общей цели - увеличения объема продаж - имеет
конкретную задачу. В зависимости от того, чего хочет добиться заказчик,
используются различные технологии, приемы и материалы.
Вывод на рынок нового бренда.
Когда в продаже появляется новый продукт,
задача рекламной кампании - познакомить конечного потребителя с
брендом, возбудить в нем любопытство и желание испытать новинку на
себе. Основную роль в данном случае, естественно, играет реклама в СМИ и
наружная реклама. В итоге заинтригованный покупатель приходит в
магазин и… не находит искомое. Значит, не доработали
P.O.S.-специалисты. Не смогли проинформировать о новинке
непосредственно в месте продажи. Чтобы "знакомство" состоялось,
используют рекламные плакаты, листовки, растяжки, нестандартное
оформление прилавков. Во многих крупных магазинах развешаны плазменные
телевизионные панели, по которым "крутят" рекламные ролики о новинках.
Удержание интереса к уже знакомому продукту.
Покупатель каждый раз решает, что выбрать из всего многообразия
продуктов. Как сделать так, чтобы именно ваш йогурт оказался в корзине
или тележке? Нужно убедить потребителя, что данный продукт превосходит
товар конкурентов по всем статьям: он дешевле, вкуснее, полезнее, лучше
упакован. Новая задача рождает другие подходы к рекламе в месте продажи
- каким-то образом нужно выделить свой продукт. Например, в крупных
московских магазинах компания Danone устанавливает около прилавков с
продуктами своей детской линии симпатичного динозаврика Дино. Яркий
билдборд помимо рекламной нагрузки имеет и практическую функцию - с его
помощью можно измерить рост ребенка. В итоге все довольны: малыш
узнает, на сколько сантиметров он вырос во время "полетов во сне", а
родители еще издали замечают нужную витрину.
Навигация внутри магазина. Каждый, кто хоть
раз пытался закупить продукты в гипермаркете впрок, знает, насколько
это непросто. Никакие списки и напоминания не гарантируют, что в
процессе многочасового марафона вы не забудете купить что-то важное.
Сделать так, чтобы покупатель унес из магазина как можно больше
разнообразных товаров - одна из задач P.O.S.-специалиста. Вспомните
"следы" на полу супермаркетов, гигантские растяжки, плакаты - все это
P.O.S.-материалы, которые могут рекламировать не только конкретную
марку, но и отдел в целом.
От маркетинга до дизайна
Когда нужная стратегия выбрана, очередь
доходит до разработки концепции будущей рекламы в местах продаж. И
прежде всего нужно составить портрет средне-статистического покупателя.
Именно поэтому многие крупные рекламные агентства имеют в штате
собственных маркетологов или поддерживают партнерские отношения с
компаниями, специализирующимися на исследованиях рынка. Если основные
потребители - дети, рекламные носители должны быть яркими, похожими на
игрушки. При продаже бытовых приборов, рассчитанных на домохозяек,
акцент нужно сделать на практичности вещей. Солидные покупатели
автомобилей премиум-класса оценят по достоинству имиджевую рекламу,
подчеркивающую престижность марки.
Когда общие моменты просчитаны и оговорены с
заказчиком, в игру вступают креативщики: копирайтеры и дизайнеры.
Именно они создают конечный продукт. На первом плане здесь не "слово", а
дизайн, и в этом существенное отличие P.O.S.-материалов от других
видов рекламы. Покупателя должен привлечь прежде всего внешний вид
рекламного носителя. Далее несколько вариантов будущих рекламных
плакатов, листовок и растяжек согласовываются с заказчиком. В случае
положительного решения, начинается производство P.O.S.-продукции.
Практика показывает, что именно этап согласования зачастую оказывается
самым длительным и сложным. Сразу убедить рекламодателя в гениальности
созданного удается крайне редко. Чаще всего клиенты выбирают подходящий
вариант придирчиво и долго. Кстати, из-за высокой конкуренции среди
рекламных агентств нередки случаи, когда заказчик сотрудничает сразу с
несколькими компаниями или дизайн-бюро. В итоге заказ получает лучший
из лучших.
Где работать
Общая ситуация на рынке труда в рекламной
сфере типична для современной России: найти среди множества
нетрудоустроенных специалистов настоящего профессионала - целое
искусство. Опытные рекламщики, специализирующиеся на разработке
P.O.S.-продукции, ценятся очень высоко. О будущей карьере стоит думать
уже со студенческой скамьи. Благо большинство рекламных агентств с
удовольствием принимают стажеров. Особенно эта практика распространена в
международных корпорациях, у которых есть филиалы в Москве и других
крупных российских городах. Обычно на стажировку берут старшекурсников,
начиная с третьего курса. Хороший вариант приобщиться к сфере рекламы в
местах продаж - участие во всевозможных презентациях и рекламных
акциях. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Первый
шаг - выбор подходящего именно вам типа организации, в которой вы
хотите работать.
На данный момент в России, как и во всем
мире, существует несколько видов компаний, в которых может найти работу
специалист по P.O.S.: рекламные агентства полного цикла,
полиграфические и дизайн-бюро, BTL-агентства (BTL - below the line, что в
переводе значит "под чертой", комплекс маркетинговых и рекламных
мероприятий). Специфика BTL-агентства предполагает оказание клиенту
полного набора услуг: маркетинговые исследования, разработка рекламной
кампании, организация промоушн-мероприятий и PR-акций. В этой ситуации
специалист по P.O.S.-технологиям работает в тесной связке с другими
сотрудниками агентства: маркетологами, пиарщиками, менеджерами. Реклама
на местах продаж выступает частью общей стратегии, именно поэтому
большинство крупных компаний предпочитают иметь дело именно с
BTL-агентствами, особенно при выводе на рынок новых брендов. Кстати,
BTL-компании предпочтительны для P.O.S.-специалистов в карьерном плане:
есть возможность попробовать себя в различных амплуа.
Еще один потенциальный работодатель P.O.S.-специалиста - рекламные
агентства полного цикла. Обычно в подобных организациях работа над
проектом не делится на сегменты. Одна и та же команда задействована на
всех этапах рекламной кампании. Копирайтеры - сочиняют лозунги, надписи
и текстовки для роликов, дизайнеры - разрабатывают стиль рекламы,
менеджеры по работе с клиентами - ведут переговоры.
Третий вариант построения карьеры - работа в
дизайн-студиях или на полиграфических предприятиях. Подходит тем, кто
хочет заниматься именно дизайном P.O.S.-материалов.
Сколько можно заработать
Анализ предложений работных сайтов
показывает - зарплатный диапазон специалистов в рекламной отрасли, в
том числе и в P.O.S., очень большой. Так, ассистенты менеджера,
помощники дизайнера могут зарабатывать от $ 300 до $700 в месяц. Ведущие
специалисты различных отделов - $ 800-2000. Руководители проектов и
направлений - от $ 1500. На особом положении дизайнеры с именем.
Сумеете стать одним из них - сможете рассчитывать не только на оклад,
но и на гонорарные или премиальные выплаты за каждый проект. Наивысшими
доходами могут похвастаться топ-менеджеры, которые получают прибыль от
каждого рекламного контракта. В этом случае можно зарабатывать десятки
тысяч долларов.
Делаем ставку на специализацию
При выборе специальности и вуза в первую
очередь следует исходить из того, какую конкретно область работы в
P.O.S. вы предпочитаете. Подходят специальности "Дизайн", "Реклама",
"Маркетинг". Все будет зависеть от ваших планов. Но проблема в том, что
в идеале специалисту по рекламе товаров в местах продаж необходимы все
три указанных образования сразу. Что же делать? Неужели становиться
"вечным студентом"? Совершенно не обязательно! Выход - внимательное
изучение образовательного рынка на предмет специализаций. Например,
специальность "Реклама" предполагает универсальное образование. Дело в
том, что квалификация выпускника - специалист по рекламе - может
трактоваться по-разному в зависимости от специализаций, которые
представлены в конкретном вузе.
Московские институты предлагают обширный
выбор направлений. Будущие копирайтеры, дизайнеры, менеджеры рекламных
кампаний - все могут найти подходящую специализацию. Например,
Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) на
специальности "Реклама" имеет следующие специализации: "художественный
дизайн в рекламе", "менеджмент и организация рекламных мероприятий",
"копирайтинг", "режиссура рекламы", "режиссура мультимедиа и рекламы в
Internet". Тем, кто планирует делать карьеру в сфере P.O.S., подойдут
первые три. В специализированном негосударственном Международном
институте рекламы (МИР) предусмотрено одно творческое и два
менеджерских направления. В вузе не разделяют творческих рекламных
работников на художников и текстовиков. И тех и других обучают на
специализации "креатив". Будущие исследователи рекламного рынка
выбирают направление "маркетинг", управленцы - "менеджмент".
Специальность "Реклама" заявлена примерно в двадцати московских вузах. Среди них лучшие:
- Российский университет дружбы народов ( РУДН)
- Государственный университет управления (ГУУ)
- Московский государственный университет печати (МГУП).
Есть в этом списке и технические вузы:
- Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского - МАТИ
- Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).
Как поступить
Конкурс на специальность "Реклама" в
государственных вузах высокий. В приемных комиссиях рекомендуют
подавать документы сразу в несколько вузов. Таким образом вы увеличите
свои шансы стать счастливым обладателем студенческого билета. Проблема в
том, что каждый вуз предлагает свой набор вступительных экзаменов на
специальность "Реклама". Это связано с тем, что большинство вузов
устанавливает перечень экзаменов в зависимости от специфики института
или университета.
Так, в Российском государственном социальном
университете (РГСУ) сдают литературу и математику, в ГУУ -
обществознание и по выбору иностранный язык или информатику, в РУДН -
иностранный и географию. Единственный общий для всех университетов,
академий и институтов экзамен - русский язык. Сдается он в форме ЕГЭ. В
связи с тем, что в ближайшее время планируется полный переход на единый
государственный экзамен, важно "не забыть" сдать в школе все нужные
предметы.
Автор: Юлия Бобкова, журнал "Куда пойти учиться".
Источник: http://www.ucheba.ru
|