ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИК САМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ?
Старшеклассник может самостоятельно выбрать профессию, учебное
заведение, сам поступить туда, успешно получить диплом и стать
квалифицированным специалистом. И есть немало таких примеров. Но в
большинстве случаев школьник все-таки нуждается в определенной помощи со
стороны взрослых. Но и такая помощь предполагает, что какие-то действия
молодой человек должен совершить самостоятельно.
Дальше мы
обозначим ситуацию, когда старшеклассник не может полностью
самостоятельно решить вопрос о выборе профессии (или у него есть
определенные сомнения в сделанном выборе и он хочет себя перепроверить).
Что в такой ситуации может сделать сам школьник, а с чем ему лучше
обратиться за помощью к специалистам.
1. Какие проблемы, связанные с выбором профессии, лучше решит специалист:
- Оценка профессиональной пригодности к тем или иным профессиям;
- Оценка профессиональных склонностей к тем или иным профессиям;
- Помощь
в планировании своих жизненных и профессиональных перспектив —
составление дальнего профессионального плана и планов на ближайшее
будущее: какие шаги надо предпринять уже сейчас и в ближайшие месяцы
(поступление на подготовительные курсы, посещение Дней открытых дверей в
вузах и колледжах и т.п.);
- Обсуждение
возможных путей преодоления своих недостатков (например, обсудить
вопрос, что делать с ленью, с излишней вспыльчивостью и т.п.);
- Обсуждение
вопроса о том, как лучше использовать свои имеющиеся возможности и
таланты, как использовать их при подготовке к поступлению в вуз;
- Обсуждение
вопроса о том, как преодолевать возможные внешние препятствия на пути
достижения своих целей (например, как быть с родителями, которые
противодействуют выбору школьника);
- Обсуждение
вопроса о том. как лучше использовать имеющиеся объективные возможности
для реализации своих профессиональных целей (например, с какой помощью
стоило бы обратиться к родителям при выборе профессии);
- Информирование
об интересующих профессиях (обычно это делается через рассказы о
профессиях или с помощью профессиограмм — кратких описаниях профессий);
- Информирование о возможных учебных заведениях, где можно получить интересующие школьника профессии;
- Выбор
и обоснование возможных резервных вариантов на случай неудачи по
основному варианту выбора (например, что делать, если не удастся с
первого раза поступить в желанный вуз?);
Просто
помочь школьнику обрести уверенность и оптимизм в своем
профессиональном будущем (если в этом ему не могут помочь друзья и
родители).
2. Что реально может сделать сам школьник, выбирающий профессию:
- Как
минимум обратиться к психологу-проф.консультанту (в своей школе, в
Центре профориентации молодежи или даже в Центре занятости населения),
т.е. найти такого специалиста и хотя бы прийти к нему.
- Обратиться за помощью к своим учителям;
- Обратиться за помощью к своим родителям (хотя бы попробовать);
- Обратиться за помощью к друзьям и знакомым;
- Самостоятельно
сходить в те учебные заведения, где можно получить интересующую Вас
профессию, заметим, что сейчас проход во многие вузы по пропускам,
поэтому надо узнать, когда в этом вузе будет «День открытых дверей»;
- Постараться
через своих друзей и родственников познакомиться со студентами тех
вузов, куда Вы собираетесь поступать и уже от них получить интересующую
Вас информацию. Аналогично можно познакомиться со специалистами по
интересующей Вас профессии и просто поговорить с ними, стоит ли Вам эту
профессию выбирать;
- Часто
бывает полезно обратиться за консультацией к врачу, чтобы узнать,
подходите ли Вы к данной профессии по состоянию здоровья. Это особенно
важно применительно к профессиям с особыми условиями труда (спасателям,
военным, пожарникам, летчикам, водителям, охранникам и т.п.).
- Самостоятельно
почитать об интересующей Вас профессии и учебном заведении (в том
числе, ознакомиться со справочной литературой, с различными
Справочниками и Пособиями для поступающих в те или иные вузы);
- По
возможности повысить свою успеваемость по тем предметам, по которым
придется сдавать экзамены в желанный вуз (включая и занятия с
репетитором) и т.п.
Методика Е.А. Климова
«Определение типа будущей профессии»
|