Как помочь ребенку выбрать профессию
Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не
дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на
своих детей: как ты будешь выживать, не свалишься ли на обочину жизни?
Чего хотят родители для детей? Они хотят, чтобы дети выросли
жизнеспособными. Некоторые хотят – чтобы их дети устроились в жизни
лучше всех. То есть опять-таки, были жизнеспособны.
И вот уже мамы ведут ко мне профориентироваться десятилетних детей. Но сами же сомневаются: не рано ли?
Не рано. Поговорить можно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это
тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые склонить его в
противоестественную для него сторону, не слишком ли часто они его
«поливают» и «унавоживают» своей заботой, достаточно ли воздуха и
солнечного света расцветающей душе.
Мы лучше знаем, что тебе надо
Частенько родители сами выбирают профессию
своим детям, и бывает, что они не прислушиваются к мнению детей. Как
они размышляют? Ребенок пока не понимает, по малости лет, как важно
иметь стабильный кусок хлеба с маслом. Для этого самое правильное
-получить такое образование, которое обеспечит работу в офисе солидной
конторы, стабильный оклад. «Решено! Будешь адвокатом».
Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает
такой выбор, сделанный родителями. А если он совершенно не склонен к
подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в
профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать юридические
документы и не умеющего решать профессиональные задачи даже самые
легкие профессиональные задачи.
Часто ко мне на прием приходят женщины –
бухгалтеры. Они приходят тогда, когда уже стало им совсем невмоготу:
одеваться как бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в
монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд. На вопрос, кто
выбирал профессию, отвечают: «Мама сказала, что это профессия как раз
для женщины, и гарантированный заработок дает ».
Выбирая профессию, думать прежде всего о зарплате, – это, может, и рационально. Но не разумно.
Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать
не только головой, но всем своим существом. Современный человек ходит
на работу не просто ради денег. Он хочет получаит от работы
удовольствие.
Скажи, что ты хочешь
Бывает и так. Приходят на консультацию отец с
сыном. Папа готов профинансировать любой проект, лишь бы ребенок хоть
что-то захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит
отцовских слов. Почему же не слышит он отцовских слов? Потому что отец
говорит на одном языке, а у сына другой язык. Отец технарь, владелец
бизнеса, директор компании – ежедневно в борьбе. Он и выражается в
категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего
образования ты будешь работать только руками, тебя будут окружать люди
неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, волю.
Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они
живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на платформе». Вот
такой взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди.
Кто знает, а может, «оставшись на перроне»,
парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности – и это легло в
копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве, в тексте,
например. Главное же – не спать, а видеть и переживать.
Сын явно гуманитарий, он прекрасно, точно,
образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание
(редкость нынче большая!). Парень отдает себе отчет в том, что не
желает думать о технике и иметь дело с железом. И его поведение говорит
об этом совершенно определенно. Он играет на гитаре в музыкальной
группе, бросив технический вуз через три месяца после начала обучения.
Отец: «Ну, что это такое? Если играешь – играй хорошо! Ты должен
репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе».
Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?»
Отец: «Пусть, пусть, не будет. Лишь бы стал профессионалом»
Прав отец? Прав!
Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не
может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его
голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя
абстрактные слова: долг, ответственность). И сын «включает глушитель».
Сын не слышит.
Но ведь и отец не слышит речей сына. Отец не замечает, например, что у сына хорошая речь.
Этот юноша оказывает отцу мягкое
сопротивление. Он ни разу не сказал: пап, мам, я не хочу учиться в этом
институте. Он это явно не сказал. Он это показал – тем, что ушел из
института. Поставил родителей перед фактом.
Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо».
Отец в недоумении: «Ну, почему он мне не говорит о своих намерениях?!»
Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт
сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если
родители дают сыновьям и дочерям такую возможность – иметь свое мнение,
отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его
высказать.
Отец: «Да мы же его не убьем, если он скажет свое мнение!»
Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но
вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему
все равно не могу».
Сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому.
Пока у него есть такая возможность – продолжать быть во всех смыслах
пока иждивенцем. Тревогой и помощью родители создают мягкую прослойку
между реальностью и сыном. Стукнуться об экономическую реальность
(она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с
родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может быть
гибельным для сына. Отец буквально излучает тревогу и оказывает
всевозможную помощь.
Как тревога этих родителей работает в душе
этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато
безопасно. Все равно за меня все сделают, потому что тревожатся. Но
браться за дело все равно надо».
Ну так путь берётся! Родители, позвольте ему сделать свой выбор!
Смотрите в оба
Ребенок, хоть и ваш родной сын, несет гены
других ваших родственников, он воспитывается уже не в той среде, в
которой воспитывались вы. Он – человек другой эпохи. Это жизненный
факт.
Чтобы мягче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за ребенком с самого рождения.
Мой совет: наблюдайте за ребенком, за каждым
его проявлением – с самого рождения. Если он что-то любит делать, и
постоянно это делает, думает об этом, значит, эти действия доставляют
ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого
дела. Например, если ваш сын или дочка любят «совать нос в чужие дела»,
то следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога,
адвоката.
Вы можете возразить мне: «А как же талант,
грамотность? Разве журналисту не нужно уметь писать? Разве не нужно
иметь пятерки по русскому языку?» Отвечаю: не обязательно. Главное –
иметь что сказать. Главное – смелость и удовольствие от общения с
разными людьми. А по-русски, конечно, надо писать грамотно журналисту.
Но этому можно научиться за полгода – год даже и после школы. Было бы
зачем.
Бывает и так. Начинающий журналист приносит
свой первый материал, и редактор переписывает все-все в этом материале,
каждое слово. А через несколько лет этот парень уже пишет так, что его
материалы становятся классикой, по ним учатся следующие поколения
журналистов.
В профессии журналиста главное – люди и
события, осмысление событий, а текст – на втором месте. Ничего
недоступного нет, если дело нравится.
Надо понимать, что молодому человеку, выбирая
профессию, нельзя сразу же атаковать себя возражениями: «трудно
поступить», «далеко ездить», «не знаешь такого–то предмета».
Профессия – на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей?
Наклонности ребенка проявляются в игре. С
очень раннего возраста. Вот идет ребенок, едва ковыляет – это его
первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей. Если малыш
подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает руки, личико, – значит,
он человекоориентирован. Если он ориентирован на людей, это не
означает, что ему будут не интересны растения, книги и машины, но про
его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать
утвердительно.
Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер,
веревок, дверных ручек нечто, это нечто приходит в движение при
открывании дверей, и он назвал сооружение системой, – замрите и не
дышите – вы видите перед собой инженера-конструктора.
Уважайте любое повторяющееся действие вашего
ребенка. Именно языком этих действий говорит Призвание вашего ребенка.
Любая профессия сложена, как мозаика, из
разных умений и действий. Например, профессия врача предполагает
сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими
техническими средствами, понимание человека как системы.
Но привлекательной профессия врача может
стать для ребенка просто из-за какого-либо симпатичного примера или по
иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.
Не лень, а неохота
Человек – это сплетение энергетических рек. Если
одна из этих рек перекрыта (взрослыми – больше никем), энергия не
движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует
вялость. Ему Лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии
такого понятия, как Лень. Лень – это отсутствие интереса к предмету (а
значит, и таланта). Вот что такое Лень. Если что-либо делать лень,
значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на
интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются
глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.
А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, не интересной?
В этом случае надо обязательно советоваться с консультантом по профессии.
Чем он поможет вам в этом случае?
Психолог-консультант знает рынок труда, он
разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или
иная специальность к человеку. Он также может сказать вам, как будет
выглядеть рынок труда через десять или двадцать лет (конечно, если
жизнь в стране обойдется без катастроф). Психолог-консультант определит
склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с
консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших
действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие
шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Итак, подведем итоги.
Родители, имейте в виду, что влачить мешок с нелюбимым делом – очень тяжело.
Даже если этому делу отданы уже годы, деньги, надежды родителей
Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом.
Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу.
Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка.
Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему
счастье, деньги и славу.
Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.
Согласно В.Шекспиру, в чем нет услады – в том и
толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам,
ушам, пальцам, должен нравиться запах работы.
Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в
школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это
тоже может быть частью дарования), что получается легче всего, чем
хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает
часто.
Советуйтесь с профессионалом.
СТРАСТИ ПО БУДУЩЕМУ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ
(статья опубликована в журнале "Семья и школа", №4 за 2008 год)
автор - Э.Х.Давыдова, канд.психол. наук, консультант по карьере и профориентации.
|