«Так бывает в нашей жизни: целых лет двадцать человек занимается
каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом —
вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не
понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит
любовью к цветам…», — писал М. Булгаков в «Белой гвардии». Классик прав:
выбор профессии — дело непростое, и не каждому удается решить эту
задачу без ошибок. Что советуют в этой связи специалисты по рынку труда?
Во-первых, профессия должна человеку нравиться. Во-вторых, человек
должен подходить к избранной стезе по психологическому типу и иметь
соответствующие способности. И, наконец, необходимо, чтобы эта профессия
была востребована на рынке труда.
В наш прагматический век многие выбирают дело жизни по заработку.
Более половины выпускников школ считают материальный фактор решающим в
этом вопросе. Между тем размер зарплаты зависит в первую очередь не от
профессии, а от должности, которую занимает данный человек, и от фирмы, в
которой он работает. А чтобы продвигаться по служебной лестнице и быть
зачисленным в штат преуспевающего предприятия, нужно, чтобы профессия
была ему по душе. Только в этом случае человек с удовольствием будет
повышать квалификацию и проводить на работе столько времени, сколько
необходимо, причем переработки не отразятся на состоянии его здоровья.
Специалист, получающий удовольствие от работы, просто обречен на успех:
поскольку он будет постоянно совершенствоваться профессионально, ему
обеспечен карьерный рост. Такой работник будет пользоваться в своей
среде авторитетом и уважением, а, значит, при необходимости ему будет
гораздо проще найти другое место работы. Если же человек в погоне за
материальной выгодой заставит себя заниматься не своим делом, это
неизбежно повлечет раздражение, дискомфорт, нервное напряжение, стресс…
Как бы работник ни старался, сколько бы сил и времени ни уделял работе,
он все равно будет плестись в хвосте — позади тех, кто трудится с
удовольствием.
Кроме того, каждая профессиональная среда создает людей с общими
привычками, взглядами, которые понимают друг друга с полуслова —
например, актеры, программисты или шоферы. Человек, которому данная
среда подходит, чувствует себя в ней как рыба в воде, чужак же будет
ходить на работу как на каторгу.
Известный американский психолог Д. Холанд выдвинул теорию, что
соответствие человека профессиональному окружению определяет успешность
его трудовой деятельности. Холанд выделяет шесть типажей:
реалистический, исследовательский, артистический, социальный,
предпринимательский и канцелярский.
К реалистическому типу относятся практичные, рациональные,
прозаические люди, у которых неважно обстоят дела с общением — они
предпочитают работать с инструментами, предметами, механизмами —
желательно на свежем воздухе.
Люди исследовательского типа охотнее работают с идеями, чем с
предметами или людьми. Работа с людьми у них сводится к обмену идеями, а
предметы — например ПК — должны помогать в их интеллектуальном труде.
Люди исследовательского типа предпочитают работать в одиночку, они
самостоятельные, независимые и творческие.
Человек артистического типа постоянно должен самовыражаться, быть в
центре внимания. Артистические натуры эмоциональны, экспрессивны,
целеустремленны и с детства имеют ярко выраженный идеал.
Для человека социального типа основная цель жизни — общение. Они
любят помогать, обучать, советовать, всегда сопереживают другим. Общение
с большим количеством самых разнообразных людей их не утомляет, а
наоборот — заряжает энергией.
Для человека предпринимательского типа главное — возможность
реализовать свою доминантность. Это прирожденные руководители, при этом
они красноречивы и довольно доброжелательны: любят помогать другим,
опекать, убеждать, посредничать.
Люди канцелярского типа предпочитают работать по правилам и
установленному графику, когда все расписано от и до. Все новое,
непонятное — для них трагедия. Они добросовестны, пунктуальны,
ответственны, сдержанны, корректны, пунктуальны, любят все престижное и
дорогое.
Аналогичная разработка была создана советским психологом Е.
Климовым, правда, типажей в ней было только пять: человек-природа,
человек-техника, человек-художественный образ, человек-человек и
человек-знаковая система (предприниматели в советские времена считались
спекулянтами).
Надо иметь в виду, что ни один из этих типажей не встречается в
чистом виде — как правило, в человеке присутствуют все типы: два-три в
минимальном количестве и два-три в превалирующем. Точно так же и в одной
профессии могут быть совмещены два-три типа.
Кроме того, нельзя забывать о способностях конкретного человека.
Например, к социальному типу по Холанду (человек-человек по Климову)
относятся профессии преподавателя, врача, адвоката, продавца и многие
другие, так что в зависимости от уровня развития интересов и своих
личностных особенностей человек может выбрать подходящую специальность
из достаточно большого списка.
Ну и, конечно, надо жить в реальном мире и при выборе профессии учитывать, пользуется ли она спросом на рынке труда.
Источник: Карьера
|