Развитие внимания у детей
(Советы родителям)
Очень часто родители задают вопрос: «Как научить ребёнка слушать и слышать друг друга?»
Большое
значение для развития произвольного внимания имеет игра. В играх
ребенок сталкивается с необходимостью координировать свои движения
сообразно с задачами, направлять свои действия в соответствии с
определенными правилами, подчиняясь требованиям группы. Игры
вырабатывают способность намеренно сосредотачивать свое внимание на
определенных предметах. Высокие требования по всем видам и
свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Особенно
велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного
внимания. Известно, что произвольное внимание связано с
направленностью личности, поэтому решающее значение в его воспитании
имеет формирование интересов, воспитание воли, приучение к
систематическому дисциплинированному труду. Конечно, развитие внимания
зависит от многих факторов: здоровья ребенка, морально-психологической
обстановки в семье, типологии личности и т. д. В заданиях,
прилагаемых ниже, предлагаются основные процедуры коррекционной работы
по развитию внимания. Эту работу можно проводить в игровой форме и дома,
и в кругу одноклассников, друзей.
"Корректура”
Ведущий
пишет на листке бумаги несколько предложений с пропусками и
перестановкой букв в словах. Ученику разрешается прочесть этот текст
только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он
передаёт лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки
карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
"Кто быстрее?”
Учащимся
предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого
текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, "о” или "е”.
Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных
ошибок. Цель такой тренировки – выработка привычных,
доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко
осознаваемой цели. Время зависит от возраста (младшие школьники – до 15
минут).
"Пальцы”
Сидя в кругу, держим на коленях
сцепленные руки, оставив большие пальцы свободными. По команде ведущего
медленно вращаем большие пальцы один вокруг другого с постоянной
скоростью, стараясь не соприкасаться ими. Необходимо сосредоточить
внимание на процессе. По команде "Стоп!” упражнение прекратить.
Длительность 5 – 15 минут. Некоторые ощущают увеличение или отчуждение
пальцев; кто-то чувствует сильное раздражение или беспокойство. Это
связано с необычностью объекта сосредоточения.
|