СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Вернуть в школу утраченные ценности без
семьи, без самого народа невозможно
Ю.П.Азаров
Семья - общечеловеческая ценность.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный
параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в
жизни общества; социально-экономический определяется
имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности
жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется
структурой семьи.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
Главными функциями семьи являются:
> воспитательная;
> оздоровительная; > духовно-нравственная; > познавательно-образовательная; > бытовая; > трудовая; > культурно-просветительная; > досугово-творческая; > стимулирующая самостоятельный опыт личности; > охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
- гармоническое развитие ребенка
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
- помощь в социализации личности;
- формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
режим семейной жизни;
содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки , детей).
Современные семьи. развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего
падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов,
отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется
от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье
требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
- информационная.
- воспитательно-развивающая,
- формирующая.
- охранно-оздоровительная,
- контролирующая,
- бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
* активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и
микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и
родителей.
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей,
сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных
отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность
для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не
нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с
особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными
отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие
положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в
центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются
эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях
родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях.
Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно
активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в
семье, не потерять растущего в ней человека.
'4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых
процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности,
эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо
усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому
воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых
характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют
постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного
вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей
целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Формы работы с родителями.
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
3. Участие родителей в управлении школой.
Автор: Кварталова Т. Ф.
|