Духовно-нравственное воспитание российских школьников
(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков)
Беседа для родителей
В проекте Федерального государственного стандарта общего
образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация
обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии
с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона
устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного
стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения. С учётом
образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки
обучающихся". В основе организации учебно-воспитательного процесса
лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель
образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на
воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных
субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических
партий, религиозных и общественных организаций. Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый —
Закон "Об образовании". В ст. 14, п. 1—2 сформулированы национальные
задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования: • самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; • укрепление и совершенствование правового государства; • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; •
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; • интеграция личности в национальную и мировую культуру; •
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общества и нацеленного на совершенствование этого общества; • формирование духовно-нравственной личности; • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Второй
источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической
полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический
характер и соответствует условиям определенной эпохи.
В средневековой Руси
воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для
православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная
церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже
государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного
воспитания. Православная вера была одним из важных факторов,
обеспечивающих духовное единство народа. В начале XVIII в. Россия
стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации
государственной власти в руках правящего монарха. Государство
возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал —
"человек государственный, слуга царю и отечеству". Образовательная
система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для
государственных нужд. Главным в воспитании считалось формирование
человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к
науке, трудолюбием, служением России. После октябрьской революции 1917 г.,
в советский период, государство обретает всю полноту власти над
гражданином и его частной жизнью. В дореволюционную эпоху "обожение"
власти сдерживалось православием, пониманием ценности человека как
творения Божьего и его права на духовное совершенствование. Устраняя
влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное
сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать
новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй,
превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена
капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю обетованную.
Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного
служения партии и советскому народу (фактически — советскому строю).
Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского
человека, строителя коммунизма. Конец прошлого и первые годы нынешнего века
— особое время в российской истории и образовании. Этот исторический
период порождает собственный педагогический идеал — свободная в своем
самоопределении и развитии личность. Российская школа призвана к
воспитанию личности свободной, творческой, инициативной,
саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический
прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в
обществе. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества
личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству,
приверженность традиции. Духовно-нравственное воспитание
гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс
социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны
начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама
модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания
максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития
личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России
есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать
прогрессом общества. Содержанием духовно-нравственного развития
и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных,
этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от
поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания
российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.
Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были
выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области
общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые
позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются: 1.
Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к
своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству
(ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность — Свобода
личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь;
Честность; Достоинство. 3. Гражданственность — Правовое государство;
Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями,
семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и
вероисповедания. 4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание. 7.
Традиционные российские религии* включает представления о Вере,
Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине
мира. 8. Искусство и литература включает ценности: Красота;
Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни;
Эстетическое развитие. 9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля. 10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Особое внимание уделяется семейному воспитанию. Интеграция
воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для
духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного
воспитания необходимо педагогически согласовать. Каждая воспитательная
программа содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок
может только со своими родителями. Например, в рамках программы
"Бережливость" одно из заданий может быть названо "Мой семейный бюджет".
Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи
семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный
бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой
личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии
родительских средств, их рационального использования. Такого рода
школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно
наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и
гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое
взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую
технологию нравственного оздоровления общества. Определение
духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного
образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы
представление, представление о школе как учреждение, где можно получить
образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об
образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный
институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации
создает необходимые условия для духовно-нравственного,
интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого
развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного
развития. Новая российская школа должны стать важнейшим,
структурообразующим компонентом общенационального пространства
духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием
не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной
жизни школьника. Учитывая светский характер образования в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских
религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических
представлений о религиозных ценностях.
|