ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные
дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но
нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих
ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"? Активный
ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы
больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении
вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и
прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и
складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется,
кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только
став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй
присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!" Но если это так
естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность
патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные?
Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой
перевозбудимостью.
ТЕСТ НА ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак,
Активный ребенок: -
Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и
книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. - Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. - Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение. - Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей. -
Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и
наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок: -
Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. - Быстро и много
говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион
вопросов, но редко выслушивает ответы на них. - Его невозможно
уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто
кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не
редкость. - Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не
реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин,
детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. - Часто
провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,
камни…
Откуда ноги растут?
Главное отличие гиперактивности
от просто активного темперамента в том, что это не черта характера
ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в
грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в
результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,
малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать
лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее
норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети,
входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и
впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность,
колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их
не поздно привести в норму после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что
нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать
ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая
обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на
свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и
родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и
неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора
начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад,
постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже
менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и
постарайтесь сами стать более организованными.
А также воспользуйся такими советами:
-
Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать,
наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы
добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что
он "неправильный" и не может угодить маме с папой. - Научить ребенка
управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции
ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том
числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей,
но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить
палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то
ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его
это делать. - В воспитании необходимо избегать двух крайностей –
проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.
Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены
правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и
ограничений следует свести к разумному минимуму. - Ребенка нужно
хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до
конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно
распределять силы. - Необходимо оберегать детей от переутомления,
связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер),
избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр). -
В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть
результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных
требований, которым он по своим природным способностям просто не может
соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям
стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку. -
"Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать
причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную
потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать,
попрыгать. - Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией
ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в
несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. -
Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному
малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой
середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого,
побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило:
если ребенок не хочет есть - не заставляйте его! - Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея. -
Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим.
Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается,
следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после
удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к
предыдущему занятию и довести его до конца. - Научите малыша
расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней
гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы
релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:
арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация. - И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. И
все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас
запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не
решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка,
как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не
болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее
рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И
тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно
будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под
заботливым маминым крылом вряд ли удастся.
|