Кризис переходного возраста
Переходный
возраст - важный период в жизни человека. Так называют время перехода человека
из одного состояния в другое: из младенчества в отрочество, из детства в
юность, из молодости в зрелость. При этом происходят физиологические и
психологические изменения: у человека меняется мировоззрение, образ мыслей, он становится
другим.
Переходный
возраст на протяжении всей жизни бывает несколько раз: в один год, в три года,
в семь лет, затем в двенадцать-семнадцать, в молодости, а также в зрелые годы
(так называемый кризис среднего возраста). Но, как правило, говоря о кризисе
переходного возраста, в первую очередь имеют в виду сложный подростковый период
жизни, длящийся с двенадцати до семнадцати лет и характеризующийся резкими
изменениями во внешности ребенка, его характере и психике.
Как
правило, девочки взрослеют на один-два года раньше мальчиков. При этом дети,
живущие в тропическом климате, созревают на один-два года раньше своих
сверстников, живущих в умеренном климате. Так, в некоторых африканских племенах
девушки к одиннадцати годам полностью формируются и считаются пригодными для
семейной жизни и исполнения материнских обязанностей.
Перед
подростком возникает множество самых разных проблем, которые он должен так или
иначе решать, и в результате он испытывает постоянный стресс. Как следствие,
взрослеющий ребенок становится нервным, раздражительным, беспокойным, все время
во всем сомневается, злится по пустякам и т. д. В этот сложный период жизни
подростки особенно нуждаются в заботе и внимании взрослых, и родители должны
сделать все возможное, чтобы поддержать своего ребенка, помочь ему преодолеть
кризис.
Конечно,
все сугубо индивидуально: один ребенок начинает взрослеть в двенадцать лет,
другой в четырнадцать. Однако можно выделить несколько основных признаков
взросления подростка, по которым легко можно определить, что он уже вошел в
кризисный возраст:
·
внешние
изменения. Родителям следует быть начеку, если за последний год их ребенок
сильно изменился внешне: у девочки появилась грудь и округлились бедра, мальчик
раздался в плечах, у него начал ломаться голос, показалась первая щетина на
щеках и проч.;
·
физиологические
изменения, обыкновенно сопровождающие внешние. Так, у мальчиков появляются
поллюции, у девочек начинаются месячные (цикл поначалу нерегулярный, но со
временем устанавливается). Детский организм перестраивается, взрослеет;
·
изменения в
характере. Послушный ребенок внезапно превращается в непокорного, грубого,
бунтующего подростка, он постоянно дерзит взрослым, насмешничает, игнорирует
адресованные ему замечания, не подчиняется приказам. Такое ощущение, что сына
(дочь) подменили;
·
резкие перепады
настроения. Подросток очень легко переходит из состояния веселья к
меланхолической грусти, от отчаяния - к надежде. Однако родители должны
насторожиться, если подобные перепады случаются у их ребенка слишком часто и без
внешнего повода: такие беспричинные колебания настроения характерны для
наркоманов;
·
изменения в
поведении. Подростки часто ведут себя вызывающе, подчеркнуто сексуально,
совершают хулиганские выходки, изо всех сил стараясь привлечь к себе внимание.
Или же напротив, замыкаются в себе, впадают в уныние, нервничают и страдают,
занимаются самоедством. Но в любом случае их поведение заметно отличается от
того, к чему привыкли родители;
·
недовольство
подростка чем-либо в своей внешности или характере, возникновение комплекса
неполноценности. Если ребенок часами смотрит на себя в зеркало, испытывая
истинные муки и страдания из-за реального или мнимого недостатка, то родители
должны насторожиться: у подростка явно развивается комплекс неполноценности. С
одной стороны, это вполне естественно для возраста, в котором находится их
ребенок, но с другой стороны, если ничего не предпринять, то этот комплекс
может вырасти до гигантских размеров и испортить взрослеющей личности всю
жизнь;
·
повышенный
интерес подростка к противоположному полу, первая любовь. Когда ребенок впервые
влюбляется, это всегда заметно: он становится задумчивым, рассеянным и в
зависимости от характера его взаимоотношений с объектом чувства печальным или
радостным. В этот период родителям очень важно не преступать границ "личного
пространства” подростка, но в то же время не отстраняться от него, особенно в
том случае, если любовь окажется несчастной, безответной;
·
нервозность,
беспокойство, раздражительность. На фоне гормональных изменений, происходящих в
организме, у подростка часто повышается давление и учащается сердцебиение, что,
в свою очередь, влияет на его душевное состояние, вызывая беспокойство и даже
страх, ввергая в панику, заставляя нервничать без явных причин. Родителям нужно
с пониманием относиться к этому моменту, не усугубляя ситуацию нравоучениями и
нотациями: их взрослеющий ребенок нуждается не в упреках и уроках, а в заботе и
любви;
·
состояние
депрессии, невроз, появление навязчивых страхов. Если депрессия длится недолго,
то ничего страшного в ней нет: время от времени это случается с большинством
людей, а подростки особенно ранимы и уязвимы. Беспокоиться следует в том
случае, если депрессивное состояние продолжается более двух месяцев и
сопровождается полными отказом подростка от активной деятельности, привычного
поведения, контактов с внешним миром, в том числе от общения с друзьями и
(возможно) родителями.
Ребенок
взрослеет, и родителям приходится смириться с этим фактом. Однако их готовность
пойти на разумные уступки часто разбивается о нежелание идти на контакт самого
подростка; в семье то и дело вспыхивают конфликты, на ровном месте возникают
ссоры, и, как следствие, отношения между родителями и ребенком портятся,
становятся холодными и натянутыми. При этом подросток обвиняет мать с отцом в
нежелании понять его, а родители, в свою очередь, считают ребенка грубым и
неблагодарным.
И
в этой ситуации нет правого и виноватого: есть только пострадавшие. Но тем не
менее ответственность за налаживание отношений в семье лежит прежде всего на
плечах родителей.
Часто
конфликты родителей с подростками происходят из-за элементарного неумения
сторон понять друг друга, а для этого следует научиться, не просто слушать, а
слышать то, что тебе говорят. Психологи называют этот процесс активным
слушанием, и выделяют в нем несколько правил, соблюдая которые, можно найти
контакт с любым человеком. Во-первых, нужно смотреть собеседнику в глаза,
во-вторых, не следует задавать ему вопросы, чтобы не разозлить его, в-третьих,
надо спокойным тоном повторять конец его собственной фразы, в-четвертых, не
стоит торопить человека, пусть говорит в удобном для него темпе. И, наконец,
рекомендуется "отзеркаливать” собеседника, повторяя его жесты и позы, однако
делать это нужно естественно. В этом случае вы легко найдете общий язык с любым
человеком.
|