Общение
с подростком
Когда
ребенок достигает подросткового возраста, родители
замечают, что их отношения с ним становятся
напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми.
Эта проблема встречается наиболее часто в нашей
повседневной жизни.
У ребенка
начинается переходный период от детства к
взрослости, длительность которого варьируется в
зависимости от темпов его развития. Обычно через
три-четыре года все входит в колею. Но как бывает
трудно пережить эти годы, и сколько ошибок
совершается за это время!…
Основная
особенность подросткового возраста – это резкие
гормональные и функциональные изменения в организме.
Это отражается на психическом состоянии подростка.
Он становится более ранимым, эмоционально
неустойчивым, совершает необъяснимые, с точки зрения
логики, поступки.
У
подростка формируется «чувство взрослости», которое
родителям необходимо поддерживать, подтверждая
примерами из повседневной жизни: «Ты помог мне…, ты
заметно повзрослел, многому научился», «Ты сделал…
уже как взрослый самостоятельный человек, мне очень
приятно» и т. п..
Кроме
того, многие родители замечают, что их дети, став
подростками, больше стремятся к общению со своими
сверстниками, могут часами говорить с ними по
телефону. Это тоже одна из особенностей данного
возраста. И чем сложнее отношения подростка с
родителями, тем больше он прислушивается к мнению
сверстников. Это происходит потому, что им он
начинает доверять больше. В этот возрастной период
родителям очень важно сохранить доверие и понимание
в отношениях с ребенком.
Большую
часть в наших отношениях составляет общение. Свою
значимость оно доказывает уже с самого рождения
человека. Благодаря общению, мы можем
сохранить «ниточку доверия и понимания» на всю жизнь
или же оборвать ее на любом этапе развития ребенка
(чаще на подростковом). В основе доверительного
общения, в первую очередь,
должно лежать
отношение к ребенку как к личности уже с самого
рождения. Необходимо уважать его мнение и учитывать
в построении совместных планов. Особенно это важно в
подростковом возрасте. Самое главное в отношениях с
ребенком – это искренность. Подростки особенно
чувствительны ко лжи. В этом возрасте им сложнее
простить родителям их неискренность. Иногда они не
прощают ее вообще. В построении отношений с ребенком
данного возраста родителям важно учитывать его
возрастные особенности. В помощь родителям
предлагается несколько способов эффективного общения
с подростком. Применение их в повседневной жизни
поможет сохранить доверие и понимание между
родителями и их детьми:
-
Слушая ребенка, дайте ему понять и
почувствовать, что вы понимаете его состояние,
чувства, связанные с тем событием, о котором он
вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка,
а затем своими словами повторите то, что он вам
рассказал. Вы убьете сразу трех «зайцев»:
-
ребенок убедится
в том, что вы его слышите;
-
ребенок сможет
услышать самого себя как бы со стороны и лучше
осознать свои чувства;
-
ребенок
убедится, что вы его поняли правильно;
-
Разговор на серьезную тему проводите, когда
вокруг больше никого нет; -
В
разговоре следите за своим тоном. Он не должен
быть насмешливым. Придерживайтесь спокойного
тона, слушайте внимательно. У вас не должно быть
готовых ответов на все вопросы; -
Старайтесь не говорить: «Мне все равно, что они
там делали, но тебе лучше в это не ввязываться»,
«Я знаю, что для тебя лучше», «Делай то, что я
тебе говорю, и проблема решится»; -
Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов.
Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по
плечу, кивайте головой, смотрите в глаза,
возьмите за руку; -
Никогда не сравнивайте его с кем- то, не
говорите ему, что он должен быть на кого-то
похож;
-
Советуйте ребенку, но предоставьте ему свободу
выбора действия; -
Слушая ребенка, следите за его мимикой и
жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют
нас, что у них все в порядке, но дрожащий
подбородок или блестящие глаза говорят совсем о
другом. Когда слова и мимика не совпадают,
всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению
лица, позе, жестам, тону голоса;
-
Никогда не унижайте ребенка даже словами;
-
Не
ставьте своего ребенка в неудобное положение в
присутствии чужих людей; -
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор,
демонстрируйте вашу заинтересованность в том,
что он вам рассказывает. Например, спросите: «А
что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»:
-
Оторвитесь от телевизора и отложите газету,
когда ребенок хочет с вами поговорить;
-
Дайте
понять вашему ребенку, что вы интересуетесь им и
всегда готовы помочь.
|