Поощрение или наказание?
Все
родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности
же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» –
такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования,
проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.
И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью
вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно
подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема
в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем
ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность
и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной
жизни мешают общению с малышом.
Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться
без контроля, который сужает рамки свободы?
Оказывается,
только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия
позволит вашему ребенку гармонично развиваться.
Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь малыша требования
и запреты и добиваться его послушания.
А для начала, попробуем разобраться, почему маленькие дети должны
слушаться. Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания,
а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?
Шейла Айберг, семейный психолог, создательница Терапии детско-родительских
взаимоотношений, отвечает на этот вопрос так:
- Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники,
которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие
проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки
самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему
извне.
- Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития
отношений между детьми. Малышей без таких навыков сверстники могут
не принимать в игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить,
даже если навык появится.
- Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо
слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то
самим, чем выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому
саду такие дети обладают слабой или средней задержкой развития навыков
самообслуживания.
- Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода
привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность
и выживание которых зависит от их родителей.
- По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать
правилам и быстро реагировать на указания родителей.
Консультации педиатра, советы
опытных мам, полезные статьи! Тайна Иисуса Христа - тайна
благополучия и успеха
Итак, становится очевидным, что малышу необходимо уметь беспрекословно
слушать родительские требования и запреты. Однако, важно, чтобы
их количество было минимально, и они касались только особенных сфер.
Ведь если их будет очень много, и они будут распространяться на
любую часть жизни ребенка, вы рискуете получить безвольного, безликого
человечка. И очень скоро вам придется бить тревогу: «Что делать,
ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в
себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит
со сверстниками».
В каких же сферах жизни ребенка запреты просто необходимы:
- Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те
действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут
угрозу его жизни.
- Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь
те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются
актом неуважения в отношении другого человека.
- Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо
запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной
и культурной среды.
Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься
с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными
ценностями.
Итак, как правильно выдвигать свои требования и запреты, чтобы
они были услышаны и приняты к действию. Обратимся снова к советам
Шейлы Айберг. Она предлагает следовать следующим правилам:
1. Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными
и прямыми. Ребенок сразу ясно понимает, что вы требуете от него
именно послушания. Пример: прямое – сядь здесь, непрямое – не хотел
ли бы ты здесь присесть?
2. Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных
и сложных указаний. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным
требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: Короткое
– положи книжки на полку. Сложное – уберись в своей комнате.
3. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать,
а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно
по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати»,
«не». Пример: негативное – прекрати качаться на стуле, позитивное
– слезь со стула и подойди ко мне.
4. Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний.
Это позволяет ребенку понимать, что от него в точности ожидают,
убирает замешательство и путаницу. Пример: смутное – веди себя прилично,
конкретное – пожалуйста, говори тише.
5. Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите.
Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Пример:
Немедленно встань рядом со мной!!! или Ну, пожалуйста, мой хороший,
подойди к мамочке, нейтральное – пожалуйста, подойди и встань рядом
со мной.
6. Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать
ясные и последовательные указания. Это с меньшей вероятностью вызовет
непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам оппозиционно.
Пример: передай мне соль, пожалуйста.
7. Используйте директивные указания только в том случае, если вы
уверены, что ребенок сможет это выполнить. Нечестно будет наказывать
за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование.
Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое
указание – нарисуй картинку.
8. Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило
к одним и тем же последствиям. Это самый быстрый способ научить
маленьких детей лучше слушаться. Послушание не должно восприниматься
как подарок. Однако, его нужно отмечать. Также вы должны быть последовательны
в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка.
Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.
Обучение малышей послушанию – одна из важнейших задач воспитания.
Но все же оно не должно сводиться к диктату и тирании, поскольку
в ответ вы рискуете получить лишь ту или иную защитную форму детских
капризов. Гораздо важнее владеть техникой целенаправленного анализа
ситуаций, и в каждом конкретном случае бороться не с негативными
проявлениями детской строптивости, а постараться уяснить причину
и смысл происходящего. И в этом следует полагаться на любовь к малышу
и интуицию, которые предусмотрительно заложила в нас Природа.
Автор: Филинова Виктория, детский и семейный психолог
|