Возрастная периодизация Эльконина Даниила Борисовича
Возрастной период
|
Ведущая деятельность
|
На что направлена познавательная деятельность
|
Какая сфера психики развивается
|
Новообразования возраста
|
Младенческий
0-1 год
|
Непосредственное эмоциональное общение
|
На познание отношений
|
Личностная
|
Потребность в общении, эмоциональных отношениях
|
Раннее детство
1-3 года
|
Предметно-манипуляционная деятельность
|
На познание предмета
|
Познавательные процессы
|
Речь и наглядно-действенное мышление
|
Дошкольный возраст
3-7 лет
|
Ролевая игра
|
На познание отношений
|
Личностная
|
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
|
Младший школьный возраст
7-11 лет
|
Учение
|
Познание начала наук
|
Интеллектуально-познавательная
|
Произвольность.
Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия
|
Подростковый возраст
11-15 лет
|
Деятельность общения в процессе обучения, организации трудовой деятельности
|
Системы отношений в разных ситуациях
|
Личностная
|
Стремление к взрослости, самооценке, подчинение нормам коллективной жизни
|
Старший школьный возраст
15-17 лет
|
Учебно-профессиональная
|
Основы профессии
|
познавательная
|
Мировоззрение, профессиональные интересы
|
Пирамида Маслоу
V. Самовыражение
IV. Признание к самоутверждению
III. Принадлежность и причастность
II. Безопасность
- Физиологические потребности
Группы потребностей
|
Форма проявления потребностей
|
Средства удовлетворения потребностей
|
Физиологические
|
Желание регулярно и качественно питаться
|
Создание легко доступной системы питания
|
Безопасность
|
Стремление к предотвращению опасных изменений
|
Создание системы страхования
|
Принадлежность и причастность
|
Стремление к установлению дружеских отношений
|
Поощрение создания неформальных групп
|
Признание и самовыражение
|
Желание занимать определенное положение в коллективе
|
Присвоение рангов и званий
|
Самовыражение
|
Стремление к достижению результатов
|
Предоставление творческой работы
|
|