Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего
школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с
постепенным обретением "чувства взрослости" - главного личностного
новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен,
стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении
от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую
очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую
выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям,
суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с
взрослыми. При этом негативизм -первичная форма механизма отчуждения,
она же является началом поиска подростком собственной уникальности,
познания собственного "Я". Этому же способствует и ориентированность
подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются
навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные
нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого
похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои
собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности
отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности
(что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность
общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы.
Умственная активность подростков высока, но способности будут
развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции;
успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки
играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить
свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия
подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и
даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности
пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных
функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную
стабильность.
Дорогие родители!
1. Не ругайте детей за плохие
отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами
установятся доверительные отношения. 2. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. 3.
Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на
поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук".
Учитель скажет вам правду. 4. Никогда не говорите плохо об учителе в
присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше
отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией.
Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа,
сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый
человек или учитель в школе) - плохая черта. От нее лучше избавиться уже
в детстве.
|