Знакомство детей
Как
только вы приехали в лагерь, и дети разместились по местам (заняли
кровати), вам необходимо познакомиться. Существует множество методик и
игр знакомства. Могу предложить следующее. Организуйте с детьми круг, и
каждый ребенок по кругу, начиная с вас должен на-звать свое имя и
прилагательное, которое характеризует его и начинается на первую букву
имени. Например, Антон – аккуратный, Маша – маленькая, Паша – прыткий и
т.д.
Далее каждый
ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана,
заданного вожатым. План такого рассказа определяется вожатым с учетом
особенностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких
лагерях и сколько раз уже был; чем бы хотел заняться в лагере; круг
увлечений и т.д. При этом присутствующие могут задавать вопросы, а ты
записывай ответы в Дневник вожатого.
Разговариваем о правилах
В
любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены
должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря:
соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов
детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию
лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ,
курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз
ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете
ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.
Но разговор о
правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и
чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно
другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись
ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые
из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии
вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только
немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил.
Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.
Знакомство с лагерем
Путешествие
по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти
волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует
двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для
проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки,
предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что
вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со
словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".
Ребят можно
знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята
ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько
старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на
экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь
вам и новичкам отряда.
Также знакомство с лагерем поможет
организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору
информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов,
которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических
данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа
действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа,
которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым
знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть
самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале,
сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько
фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худ.рука лагеря, сколько
дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре
воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета
скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках»,
сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры
футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная
команда физрука и т.д.
Придумываем название отряда
Известные
слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и
поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное
название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей
смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном
счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной
игры, в которую дети будут играть до конца смены.
Придумывать
название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо
темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно
взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари
или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки,
журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к
мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории,
Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу
собственную фантазию.
Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление - визитку.
Название
отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у
вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия,
которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его
собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так,
чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное
русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени
гордиться названием отряда, если они сами его придумают.
Помните,
что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей;
быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций
лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую
особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в
Приложении 2.
Вечернее отрядное дело
Продолжая
отрядное знакомство, после полдника или ужина необходимо познакомить
ребят с творческими возможностями друг друга. Для этого можно провести
концерт "Ромашка": отряд делится на несколько групп по 5-6 человек.
Рисуется большая ромашка и вырезаются лепестки по количеству участвующих
в концерте команд. После этого вожатые пишут на лепестках с задней
стороны задания. Представители команд отрывают себе по лепестку и
приступают со своей группой к под-готовке задания, и после небольшого
перерыва демонстрируют свое коллективное творчество.
Задания могут
быть такими: инсценировать какую-либо песню; составить рассказ из
названий кинофильмов; изобразить пантомимой какую-либо пословицу;
сочинить четверостишие на заданную тему или рифму; провести экскурсию по
музею восковых фигур; продемонстрировать несколько моделей одежды для
разных жизненных ситуаций.
Разбивая ребят на группы, старайтесь,
чтобы в одну команду попали, по возможности, незнакомые или малознакомые
друг с другом ребята - ведь от тех, кого хорошо знают, ожидают
привычного поведения, а вот незнающие друг друга начинают изобретать и
фантазировать. В ходе концерта не стоит выявлять победителей. Лучше
предложить каждой команде поздравить ту, которая больше понравилась.
Игра "Времена
года" также может помочь при проведении вечера знакомств. Ребята делятся
на 4 команды в зависимости от месяца рождения: зима, весна, лето и
осень. Каждая команда получает первое задание: вспомнить как можно
больше песен, в которых упоминается их время года (на подготовку задания
отводится 5 минут). После выполнения этого задания команда получает
следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с одной
буквы (соответствующую букву команда получает в ходе жеребьевки). Для
этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные
буквы, например: М, Н, Р, С и т.д. Затем командам может быть предложен
конкурс художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с
закрытыми глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона
или бегемота. Каждый конкурсант рисует только одну часть тела
животного.