Дидактические требования к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального
содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями
урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний,
сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его
этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств
обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на
каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке
всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения
учащихся
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная
работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по
применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная
работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно
применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция,
круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа,
зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень
овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на
занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение
учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и
осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление
пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и
коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и
принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия
осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и
отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом
изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании
знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и
неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых
знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных
ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых
знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний
в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы
ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная
и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое,
классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых
связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня
овладения знаниями л способами действий, обеспечение их
коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися
планируемых результатов обучения
9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность
самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио
реальных результатах учения.
10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
(мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих
действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и
сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели,
содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка
соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для
успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с
актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
|