Урок - главная
составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и
учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему
качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во
многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень
был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока
постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом,
завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и
умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что
происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную
увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации,
приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.
Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
· четко определить и сформулировать для себя его тему;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и,
наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая
будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через
призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себяи
отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В
связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие
функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме.
При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует
постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое
издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо
отобрать из доступного материала только тот, который служит решению
поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать
что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним
словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть
интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный
подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой
последовательности будет организована работа с отобранным материалом,
как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала-
умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную
активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще
контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и
затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока.Составить
список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать
вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде
опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
· формальную;
· содержательную;
· аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема:____________
Цель:____________
Задачи:обучающие:_____________
развивающие:__________________
воспитывающие:_______________
Оборудование:________________
______________________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :
что делают
этап урока |
Ученики |
Учитель |
|
|
|
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.