Правильно урегулированный конфликт может дать новый виток развития
взаимоотношений между личностями – это скорее желаемый результат, к
которому порой непросто прийти.
Хочется, чтобы каждому в классном коллективе было комфортно и уютно. А
это значит, необходимо научить воспитанников искусству ладить с людьми,
ценить в них лучшее, уметь сотрудничать, а если понадобится –
определять свою позицию по отношению к поступку другого человека и
находить "бескровное" решение назревшей проблемы.
Конфликт произошел в конце прошлого учебного года в 7-м классе.
В коллективе дети из семей современной интеллигенции, в основном
государственных служащих со средним экономическим положением.
Воспитанием детей в семьях занимаются, но получилось так, что большая
часть класса – ребята, тяжело переживающие распад своей семьи –
отсутствие постоянного мужского внимания особенно сказывается на
мальчиках. Кроме этого ребята чутко воспринимают современную жизнь и все
ее проблемы приносят в школу: их разговоры касаются, увы, совсем
недетских вопросов, в частности проблем благосостояния. В классе есть
лидеры – девочки, с их мнением считаются все, есть ребята, стремящиеся к
лидерству, но пытающиеся достичь этого силой – их грубости побаиваются.
В целом же отношения до определенного момента не выходили за рамки
"штатных ситуаций", и казалось, что начавшийся с середины 7-го класса бурный процесс взросления мы переживем благополучно.
О разыгравшемся конфликте я узнала через три дня, когда
расстроенная, плачущая бабушка пострадавшей девочки (назовем ее Полина)
пришла ко мне с сообщением, что забирает внучку из школы. Оказывается,
Полина уже несколько дней ходила в школу с модной в молодежной среде и
очень дорогой, полученной в подарок от родственников умершего отца,
брошкой-значком. Я безделушку эту на Полине не заметила, а
вот ребята проявили интерес: стильный, дорогой (о стоимости значка
спрашивали, и, уменьшенная тактичной девочкой вдвое, она, похоже,
произвела впечатление), он стал предметом разговоров. Как вспоминала
Полина, разговоры эти были обычной их болтовней, не обнаруживавшей в
себе жгучей зависти или злобы. Очень быстро они утихли. Полина
продолжала носить брошку, на которую, казалось, уже никто не обращал
внимания.
И тут произошла трагедия. После урока физической культуры Полина
поднялась в раздевалку и, подойдя к своей одежде, увидела скомканную
жилетку, в которую была запрятана исковерканная, разломанная брошка, а
на джинсах, лежащих рядом, девочка увидела расплывшиеся мокрые пятна
(как потом обнаружилось, это были плевки). Полина – человек сдержанный,
слезы у нее появились только дома, и не по поводу уничтоженной вещи, а
как реакция на душевную боль – она не понимала, за что ее так унизили.
Весь следующий учебный день я видела слезы в глазах девочки. Она была
совершенно рассеянна, схватила две двойки, на мои расспросы Полина
ничего не рассказывала. Ей было и стыдно, и обидно, и она не знала
толком, кого подозревать и винить: все в классе шло как обычно, все вели
себя ровно и спокойно. Семью Полины подтолкнуло к решению забрать ее в
другую школу именно молчание ребят и их родителей – проявленные
жестокость и равнодушие.
Для того чтобы добиться положительного результата, была выстроена целая система мер по разрешению конфликта:
- сбор и анализ информации о конфликтной ситуации, консультации с психологом, социальным педагогом, омбудсменом;
- классный час на тему "Я в ответе за себя и других";
- родительское собрание по теме "Знаем ли мы наших детей?";
- индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят для
совместного моделирования разговора об ответственности за поступок;
- собеседование с активом класса о возможных формах определения позиции детского коллектива по отношению к конфликтной ситуации;
- презентация спектакля на общем собрании детей и родителей, публичное
определение своей позиции, принесенные от имени класса извинения за
случившееся, сформированное сознание того, что совместными усилиями
можно предотвратить беду.
Я долго не могла прийти в себя: страшно, что такое вообще могло
произойти, и что произошедшее воспринимается моими ребятами как
обыденное. Искала выход: надо было успокоить Полину и ее семью;
объяснить ребятам, что унижать другого человека ни при каких
обстоятельствах нельзя; найти виновных, чтобы помочь им раскаяться;
совершить что-то, чтобы подобная ситуация не повторилась в жизни моих ребят. Как все это сделать?
Про материальную компенсацию я не думала: не в этом видела главную
проблему. Действительно, эта сторона конфликта была решена легче и
быстрее всего не нами, а Полиниными родными: ей подарили такую же брошку
и еще какие-то красивые вещи. Полинину бабушку мне
удалось уговорить не спешить с переводом из школы. Я извинилась перед
ней за случившееся и пообещала найти выход из сложившейся ситуации.
Полина помогла мне сама: девочка по природе добрая, она быстро
"восстановилась", вела себя с одноклассниками как обычно, никому никак
не напоминала о случившемся.
Я старалась ответить себе на вопросы: кто это сделал? за что? как
поступить? Понимая, что свидетелей, скорее всего, нет, решала проблему,
как побудить к раскаянию совершившего зло, как объяснить ребятам, что
они все тоже виноваты – своим равнодушным молчанием.
Почему эта история произошла именно с Полиной, могло ли это случиться с кем-то
из других девочек класса? Пожалуй, да, могло случиться и еще с
некоторыми. Поэтому нельзя принять содеянное как прямое выражение
отношения ребят к Полине. Хотя она и не всеобщая любимица, каких-то
негативных эмоций у одноклассников девочка к себе не вызывала. Итак,
это не ситуация "масса против индивидуальности", это элементарная
зависть, проявленная кем-то из ровесников… Пугало, что на защиту Полины никто из одноклассников не встал…
Сбор и анализ информации о конфликтной ситуации
Получив первые сведения о конфликте, классному руководителю
необходимо изучить их, используя все возможные источники, и, по
возможности, пополнить достоверными фактами, чтобы владеть информацией в
полной мере.
В моей ситуации информационными источниками были:
- потерпевшая Полина;
- ее бабушка – свидетель первой реакции девочки;
- учитель, на чьем уроке произошел конфликт.
Из этого списка исключены одноклассники Полины: они – соучастники
конфликта. К тому же как был совершен поступок – никто не видел.
Вопросы для собеседования:
- Как узнали о ситуации?
- По возможности, более подробное описание ситуации.
- Какова реакция на случившееся – участника разговора и, если ему известно, одноклассников Полины?
- Каковы предположения: почему это случилось? кто и почему мог это совершить?
- Для учителя физкультуры еще и дополнительные вопросы:
- Кто отсутствовал на уроке, как долго, по какой причине?
- Каков режим работы раздевалок спортзала?
- Кто из ребят, по его мнению, был излишне возбужден, вел себя необычно?
Для классного руководителя в момент собеседования необходимо:
- руководствоваться психологическим правилом "отложенного наказания":
– не торопиться с выводами; – не оказывать давления на расспрашиваемого в виде наводящих или заведомо оценочных вопросов; – не открывать до поры детям своего отношения к событию; – не обнаруживать, что идет расследование; - постараться всеми возможными способами успокоить пострадавшего, дать надежду, что вместе конфликтная ситуация будет преодолена.
Следующий шаг этого этапа – анализ и предварительная оценка собранной
информации.Он тоже должен проходить в спокойной, сдержанной обстановке.
Основные вопросы классного руководителя к самому себе:
- Насколько случайна или неслучайна произошедшая в классе ситуация?
- Почему она произошла именно с этим ребенком?
- Что именно стало абсолютно непредсказуемым (неожиданным) в поведении класса?
- Кто из ребят (одноклассников или чужих) мог совершить этот проступок? Что толкнуло его на это?
Когда будут определены ответы на эти вопросы, следует сделать новый
шаг – попросить консультации профессионалов: психолога, социального
педагога, омбудсмена.
Чтобы сформировать для себя абсолютно объективную позицию, необходимо
каждому из специалистов подробно, но без эмоций, без своей личностной
оценки описать конфликтную ситуацию и задать каждому конкретные вопросы:
- психологу: Как можно объяснить с позиции подростковой психологии
совершенный проступок и инертную позицию детей по поводу случившегося?
Каковы психологические способы выхода из данной ситуации?
- омбудсмену: Каковы права пострадавшего ребенка? Какими действиями
его можно защитить? Какими могут стать правовые действия, способствующие
ликвидации в дальнейшем позиции "меня это не касается"?
- социальному педагогу: Насколько разыгравшийся конфликт типичен или
нетипичен для школьного коллектива? Есть ли опыт позитивного решения
подобных ситуаций?
Представив социальному педагогу рекомендации психолога и
омбудсмена, совместно с ним следует разработать действия по устранению
конфликта и пропедевтике его возможного повторения.
Е.К. Иванова.
|