Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте
и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы,
конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы,
ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при
этом Ваши сомнения, неудачи.
Избирая
тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в
вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы
считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно
точнее, конкретнее.
Определите
форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и
по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы
(планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся),
сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте
краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме
тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы
как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём
должна быть основная идея и логика изложения темы.
Дальше
доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте
общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте
не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации
своих наблюдений и выводов.
Оценивайте
практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о
недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта
результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не
показано, как растут и развиваются ученики.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая
над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами,
рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться
ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
Помните,
что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную
обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и
воспитания детей, молодёжи.