Четыре мотива плохого поведения
|
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудачи |
Социальные причины |
Эмоциональная холодность родителей, внимание
уделяется плохому, а не хорошему поведению |
Мода на сильную личность, отсутствие примеров
конструктивного подчинения в окружении ребенка |
Рост насилия в обществе |
Слишком высокие требования родителей и учителей |
Сущность поведения |
Получать особое внимание |
«Ты мне
ничего не сделаешь» |
Вредить в ответ на обиду |
«Не буду и
пробовать, все равно не получится» |
Реакция учителя: эмоции |
Раздражение, негодование |
Гнев, негодование, может быть страх |
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию
и страху |
Профессиональная беспомощность |
Реакция учителя: импульс |
Сделать замечание |
Прекратить выходку с помощью физического действия |
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации |
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью
специалиста |
Реакция ученика |
Временно прекращает |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего
не делать |
Способы предотвращения |
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми
способами; оказывать внимание за хорошее поведение |
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих
организационных функций |
Строить отношения с учеником по принципу заботы о
нем |
Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу»
сменилась на установку «Я могу» |
Как определить мотив
поведения?
Предлагаем
потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на
уроке и рыдает».
Мотив этого
поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
-
Вы подошли к
девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение
внимания».
- Вы подошли к ней,
и плач стал громче – это «власть».
-
Если все это
происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии –
это «месть».
-
Если ученице
нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание
неудачи».
|