Профессиональные риски и здоровье педагога
Исследования
специалистов показали, что учителя как профессиональная группа
отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по
мере увеличения стажа в школе. Спустя 15-20 лет учитель оказывается в
состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной
системы, эмоциональной системы.
Как правило, учитель
осознает нарастающую невротичность. Этот факт имеет исторические корни
(«Мелкий бес» Ф.Сологуба). В конце 19 века философ В.Розанов отмечал,
что в России есть различные покровительства, в том числе животным, но
нет никого, кто заботился бы об учителе.
Чем же отличается профессия педагога?
Во-первых повышенным долженствованием. Ситуация усугубляется тем, что дети с каждым годом все больше узнают учителя.
Требования, предъявляемые к учителю - его поведению, ценностям, манере
одеваться и т.п. - зачастую завышены, а то и вовсе невыполнимы.
Информационная перегрузка
- второй важный фактор, приводящий к раннему эмоциональному выгоранию.
Профессиональные риски формируются со студенческих лет. Будущий
преподаватель должен научиться работать с информационной средой.
Процесс познания связан с физиологической нагрузкой. Информационные
перегрузки приводят к раннему выгоранию, сенсибилизации эмоциональной
сферы. Загруженность студентов не должна превышать 36 часов в неделю с
учетом самостоятельной работы. Но нагрузка распределяется неравномерно,
кроме того, студенты совмещают работу с учебой и не умеют продуктивно
работать с информацией, что приводит к повышенной утомляемости.
Умственный и
физический труд связаны между собой и влияют друг на друга. Еще в 1893
году Моссо с помощью эргографа определил, что профессор, прочитавший
лекцию студентам, утомляется настолько, что после лекции мышечная сила
его руки уменьшается на 21%. После экзаменв (3 часа) мышечная сила
уменьшилась в 4 раза.
Особенности труда педагога:
1. Одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени производственными процессами или осмысление деятельности многих людей (учащихся).
2. Частое и быстрое
информационное переключение направления внимания на множественность
объектов, постоянная переадаптация, быстрая реакция на ситуации в
аудитории.
3. Восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, часто имеющей эмоциональный характер.
4. Острый дефицит времени для переработки этой информации и для ответственных распоряжений.
5. Чувство повышенной ответственности за принимаемое решение. переходящее в эмоциональный стресс.
6. Необходимость
сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти мышления,
эмоций и различных гомеостатических констант организма.
7. Гипокинезия, малые физические усилия.
8. Необходимость одновременной мыслительной деятельности и эмоционального напряжения для решения производственных задач.
Повышенный риск в работе учителя связан с действием нескольких факторов:
1. Физиологические: фактическая
ненормированность рабочего дня (преподаватель постоянно готов к
нагрузкам), несбалансированность режима труда и отдыха, проблемы с
питанием.
2. Неадекватная оценка труда педагога обществом в целом.
3. Некорректность предъявляемых требований (завышенных)
4. Изменяющийся интеллектуальный потенциал учащихся
5. Отличающиеся стили взаимоотношения разных педагогов с учащимися одной референтной группы.
|