Каким
должен быть хороший педагог? Классическая педагогика считает: он должен
любить детей, знать детскую психологию, владеть методикой преподавания.
Но оказывается, дети ценят учителей за другие достоинстваВ мире зверей и в мире людей
В
одном исследовании опрашивались дети разных регионов России, у какого
учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего
отвечали: «У такого, который бы не кричал».
В наших школах
сегодня действительно очень много крика. Учитель кричит, ребенок
глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда почему
учитель кричит? Большинство читателей могут сразу ответить: потому что
учитель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того,
что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое оружие, он вполне
сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка
сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг не может
выполнять точные дифференцировки. А эта операция – одна из важнейших
сторон учения с точки зрения физиологии.
В животном мире крик –
показатель превосходства одного животного над другим. Африканские львы
устрашают друг друга на брачных ристалищах мощными душераздирающими
криками. То же самое делают гориллы и шимпанзе. В человеческом обществе
такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Кричать на детей –
значит разрушать их психику.
Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?
Почему они кричат
Причин, почему педагог прибегает к такому воздействию, как крик, может быть несколько.
Психолого-педагогические причины
Одна
из главных здесь – недостаток педагогического мастерства и общей
культуры, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.
Пример: учитель
что-то говорит ребенку, но тот не выполняет его требований. Согласно
обыденной логике, учитель прикладывает больше усилий, следовательно,
повышает и голос. И повышает до тех пор, пока ребенок не выполняет
требование... Или не убегает от своего наставника, с тем чтобы как можно
реже попадаться ему на глаза.
Социально-психологические причины
Многие
взрослые любят показывать свое превосходство над другими и стремятся
делать это всеми возможными средствами. Начальственный тон высказываний,
внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода
начальников, учителей и директоров?
Спросите детей, кто в школе
самый главный. Подавляющее большинство, особенно в младших и средних
классах, ответят: «директор» или «учитель». И только старшеклассники,
может быть, смогут сказать, что главный-то в школе все-таки ученик, а не
учитель. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем
наоборот. И потому считают себя вправе показывать главенство и
превосходство силой своего голоса.
В авторитарной педагогике
недавнего прошлого крики и угрозы были привычным делом. В сегодняшней
личностно-ориентированной парадигме преподавания педагогический крик
становится анахронизмом, но пройдет, наверное, еще немало времени,
прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.
Для многих
учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и
надежный способ нормализации психического состояния. Еще Фрейд выявил,
что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут
ответить ее носителю. Когда у художника не получается его картина, он
может в ярости разорвать ее. Когда писателю не нравится его книга, он
может ее сжечь. Когда ученик не выполняет требование, учитель в ярости
может накричать на него. Поскольку наказание в нашей школе запрещено
законом, в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих
воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент
физического наказания.
Учитель во многих случаях может кричать на
своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от
психологической усталости, да и просто из-за семейных неурядиц. По
некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70%. В крике
присутствует также некоторый момент страха оказаться несостоятельным в
глазах коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической
деятельности.
Физиологические причины
Не
последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная
неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат
человека имеет тесную связь с половыми органами. Это можно наблюдать на
примере мутации голоса в пубертатном периоде, особенно у мальчиков.
Во
время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как
гортани, так и голосовых связок. Фониаторы в такие дни запрещают певицам
много разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так
что связь голоса с состоянием половых органов очевидна.
Не
секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых
семейная жизнь, а, значит, в определенной мере и сексуальная, не
сложилась. Сексуальное напряжение выходит в виде крика. Покричав, а то и
поорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное
успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в
семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством
решения его внутриличностных проблем.
Крик – это конфликт
Ситуация,
в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере конфликтна.
Наши видные отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М.
Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно
и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места.
Сбалансированность
рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не
обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с
какой-либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена
определенным правом, и никакое право не может реализоваться без
определенной обязанности. Ответственность за что-либо должна
обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться
ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности
должны быть связаны только с данной совокупностью функций;
ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной
совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только
данными средствами.
Если бы учителя знали основные положения
конфликтологии и стремились в своей работе руководствоваться ими, то
конфликтов у них в отношениях с учащимися было бы гораздо меньше, а
значит – меньше и крика.
Например, учитель кричит на нарушителя
дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не
несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не
соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не
обладает необходимыми средствами для решения этой задачи. Но это уже
проблема самого учителя. Поэтому как можно более точное понимание и
учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав и обязанностей
способствует установлению в школе хорошего рабочего климата.
Все
эти положения можно прописать в уставе школы, школа может заключить с
каждым учащимся договор о взаимном соблюдении принятых на себя обеими
сторонами обязательств. В случае их нарушения каждая сторона может
воспользоваться данными ей правами и властью для использования
соответствующих санкций, которые заранее оговариваются каждой из сторон.
Могут
возразить, что все это хорошо в теории, а на практике сотни разных
обстоятельств могут помешать реализации этих положений. Пусть так, но
для достижения позитивных результатов всегда надо прикладывать какие-то
усилия, если мы хотим сдвинуть решение проблемы с мертвой точки.
Опыт поведенческой терапии
Психологи-консультанты,
занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней
раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали
целый ряд приемов, которые помогают их снимать. Тому, кто кричит на
своих учеников, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому
себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать на своих учеников».
Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной
привычки.
Прежде всего надо понять, что происходит, когда учитель
срывается на крик. Чаще всего происходит пристройка к учащемуся по типу
«сверху вниз», в которой учитель ощущает себя главным и командующим
лицом. По Эрику Берну, такая пристройка автоматически означает: «Я –
хороший, ты – плохой». Те, кто считает себя вправе сердиться,
преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым
подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в
свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает
имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует
непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное
продолжение в повышенном тоне и крике. Поэтому контроль за мышечным
напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность.
Психологи учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и
предотвращать напряжение в теле, и это позволяет человеку оставаться
спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название
«десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем
обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство.
Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.
Методика
прогрессивной мышечной релаксации, разработанная в 1929 году
американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним
из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения.
Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в
себя: а) фокусировку внимания на определенной группе мышц; б) напряжение
этой группы мышц; в) фиксацию напряженности в течение пяти–семи секунд;
г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксацию,
фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации
данной группы мышц.
В состоянии расслабления рекомендуется
многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного
исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким
образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в
реальной жизненной ситуации.
Методика систематической
десенсибилизации, разработанная американским психологом Вольпе, включает
в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной
релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные
реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих
неприятные эмоции. Например, при снятии экзаменационного волнения
выстраивается шкала эмоционального состояния: от 0 баллов – полного
спокойствия до 100 баллов, которыми определяются аффект или паника.
Промежуточные состояния: 5 баллов – размышление об экзамене за три
месяца до него; 25 баллов – мысли об экзамене накануне вечером; 80
баллов – за миг до начала экзамена перед экзаменационной комиссией.
Важно, чтобы шаг от одной ситуации до другой не превышал 10 баллов.
После этого испытуемых просят расслабиться и вообразить ситуацию, в
которой они испытывают раздражение или тревогу. По мере устранения
беспокойства в простой ситуации испытуемый переходит к более сложным.
Можно
использовать ключевые слова: «покой», «отдых», специальные команды:
«успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием
расслабления. Особенно важны эти рекомендации для учителей с
холерическим темпераментом, у которых существует природная
предрасположенность к проявлениям гнева, а следовательно, и к крику.
Большое
значение в поведенческой терапии придается развитию навыков
самонаблюдения. Психологи рекомендуют вести дневниковые записи, чтобы
контролировать свое поведение. Когда люди в течение длительного времени
наблюдают за собой, они начинают ставить перед собой цели, связанные с
самосовершенствованием.
Тому учителю, который захочет избавиться
от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать на
своих учеников, можно порекомендовать программы самоподкрепления и
самонаказания. Сдержав себя в ситуации, в которой он раньше срывался на
крик, учитель может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не сорвался!»
или «Как хорошо, что оставался спокойным с помощью контроля за
мышцами!»; подарить себе, любимому, книгу, о которой давно мечтал;
просто разрешить себе лишний раз поболтать по телефону с приятелем или
послушать хорошую музыку.
Можно также в своем воображении
представить ужасную картину последствий своего неадекватного и
непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у
него может случиться нервный шок, ребенок станет инвалидом, а
бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут
заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих»
воздействий.
Большое внимание во всей этой работе по
самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию
внутреннего контроля. Высокая самооценка и вера в себя помогают быстро
восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения
поставленных целей.
Голос – драгоценный дар природы
Не
секрет, что многие учителя не владеют своим голосом так, как им могут
владеть певцы и актеры. Но этого настоятельно требует их профессия. При
неумении правильно использовать головные, грудные и брюшные резонаторы
длительное говорение только на работе приводит к преждевременному износу
голосовых связок и рефлекторному переходу на крик со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Постановке голоса и умению с ним грамотно
обращаться в наших педагогических вузах (за редким исключением) не учат.
А между тем резонаторная теория голосообразования, разрабатываемая в
наши дни профессором В.П. Морозовым, дает правильные советы, как надо
пользоваться голосом много говорящему человеку, и прежде всего –
учителю. Его замечательная работа «Тайны вокальной речи» должна быть
настольной книгой каждого педагога.
Куда и как направить энергию крика
Крик
– естественный и широко распространенный способ снятия нервного
напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных
переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное
нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и
нужно канализировать, направлять в позитивное русло, или, как говорят
психоаналитики, сублимировать.
Энергия крика может
трансформироваться в энергию певческого звука. В школе облагораживающим
ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со
своими учителями в хоре. Пение даст всем участникам хора необходимую
нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим
голосом.
В школах, где учащиеся поют вместе с учителями,
возникает особая атмосфера положительных вибраций, животворящая аура,
которая благотворно действует на психику как учащихся, так и учителей.
Медитативное упражнение для управления своим психоэмоциональным состоянием
Мой спокойный красивый голос
Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
Мне дышится легко, приятно и спокойно.
Все мышцы моего тела приятно расслаблены.
Я совершенно спокоен.
Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.
Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.
Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.
Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.
Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.
Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
Все мышцы моего тела остаются расслабленными.
Мое дыхание ровное и спокойное.
Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
За то, что я смогу победить
себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе
приятный сюрприз – куплю книгу, о которой давно мечтал(а).
А если я все-таки сорвусь,
то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить
себя приятного удовольствия, например, поболтать с приятельницей по
телефону.
Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
Даю себе обещание, что в
реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и
стараться без нужды их не напрягать, особенно в трудных ситуациях.