Рекомендации по написанию исследовательской работы
Рекомендации по написанию
исследовательской работы
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и
грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный,
так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой работы,
наиболее прочные. Поэтому считаем необходимым уделить внимание
правилам проведения и оформления исследования.
1. С чего начать исследовательскую работу?
• Первое что необходимо сделать - найти проблему – что надо изучать.
• Затем определить тему – название должно быть лаконичным и отражать суть проблемы.
• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
• Цель исследования – какой результат предполагается получить.
• Гипотеза – что не очевидно в объекте.
• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
• Методика исследования – как и что исследовали.
• Результаты исследования – собственные данные.
• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
• Значимость – как влияют результаты на практику.
Характеристика перечисленных этапов
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим
элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа
могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель
– какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах,
видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в
изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное
знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она
просто не доказана.
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не
замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо
отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться
литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи
исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской
работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы
собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой
исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для
теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор,
т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении,
в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы
должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким
источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно
сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её
подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание
того, что и как делал автор исследования для доказательства
справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования.
Собственные данные, полученные в результате исследовательской
деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных
источников из обзора литературы по проблеме и установить
закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что
другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие
недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе
исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и
данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто
получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно.
Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые
необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть
познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать
основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая,
которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте
себя на место читателя.
И завершается работа выводами. В которых
тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты
исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены
поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
2. Процедура защиты.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения
исследовательской работы. Результаты работы представляются на
конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму
суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а
кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо
иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления
10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается
самое главное. Иногда приходится "жертвовать” и некоторыми важными
моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует
придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике
выполнения самой исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.
II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.
Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без
приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и
степени готовности ученика к такого рода деятельности).
Для текста, выполненного на компьютере, – размер шрифта 12-14, Times New
Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30
мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при
изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так
же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При
правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30
строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки
препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания
печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1
интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера
страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер
страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы,
заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и
последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок
располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения,
отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается название темы реферата без слова "тема”. Это
название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать
проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию
работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже
тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова
свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о
том, что работа "обо всем и ни о чем”.
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).
Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия,
имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и
должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова
"год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет
принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в
котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с
которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять
заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно
делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и
заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным
материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в
основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо
указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в
конце цитаты или ссылки.
После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5),
который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При
оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор,
название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем
другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий
авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой
источник занимает место согласно своему названию.
Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст.
Алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
3. Ознакомление с методами исследования.
4. Составление плана работы.
5. Поиск противоречий.
6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
7. Предзащита работы.
8. Окончательное оформление и защита работы.