Старшие подростки. Старшеклассники.
Ведущей деятельностью старшеклассников является
учебно-профессиональная деятельность. Личностное
новообразование - это чувство одиночества, первое
глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания -
повышается значимость собственных ценностей, частные
самооценки собственных качеств личности перерастают в
целостное отношение к себе. Человек осознает себя
принадлежностью мира. В этом возрасте происходит
формирование половой взрослой принадлежности. Юноши
начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки -
слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить
внимание на собственную непохожесть и уникальность и
пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие
ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере,
ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно
их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о
будущем и с будущим связаны все переживания подростков.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у
подростков. Отношения в классах становятся достаточно
ровными и стабильными. Доверительность становится
качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более
избирательным. В классах можно наблюдать примеры
длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит
в доверительность и исповедальность, в отношениях
преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают
потребность в эмоциональном контакте, понимании,
душевной близости, осознании эротических мотивов, но
собственные переживания иногда более значимы, чем объект
привязанности.
Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего
мира, идет совершенствование умения управлять собой,
обогащение эмоциональной сферы.
Характерной чертой нравственного развития в этом
возрасте является усиление сознательных мотивов
поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества:
целеустремленность, решительность, настойчивость,
самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное
отношение к учебным предметам. Потребность в значимых
для жизненного успеха знаниях - одна из самых
характерных черт нынешнего старшеклассника.
Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и
абстрагирования, произвольностью и устойчивостью
внимания, долговременной и логической памятью. В этом
возрасте ярко проявляются доминирующие мошны учения,
которые можно изучить классному руководителю.
Однако классному руководителю будет очень важно изучить
наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения
старшеклассников. Данная методика поможет организовать
работу с семьей, и учеником для преодоления проблем в
учении. Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на
пороге выбора профессии отличаются резкой
дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают
в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни,
получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи
с выбором профессии у учащихся могут возникать
конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку
ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или
требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в
профессии, в первую очередь, ее материальные
возможности.
По исследованиям психологов, многие старшеклассники
хорошо определяют в профессии ее результативность и с
трудом определяют трудности профессии, с которыми им
придется столкнуться.
Классному руководителю необходимо обратить серьезное
внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора
будущей профессии, на знакомство с различными
профессиями и представителями различных профессий. Не
менее значимым и интересным является знакомство с
Вузами, в которых можно получить информацию о той или
иной профессии.
Много внимания в работе со старшеклассниками классный
руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для
кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди
испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни,
свободе личности, поиску истины. Решая этические
проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые
вопросы, которые могут быть связаны с сильными
переживаниями: интимные отношения, неформальные
молодежные организации, поиск истины в различных
сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью
наркотиков и т.д. Все перечисленные выше ситуации должны
быть в поле зрения классного руководителя и занять одно
из главных мест в плане воспитательной работы со
старшеклассниками.
Организуя просвещение учащихся по этическим проблемам,
классный руководитель должен помнить, что основной
смысл этого просвещении формирование у старшеклассников
понимания последствий их поисков для себя и других
людей, последствий принятия ими самостоятельных решений.
Подтверждением этих слов могут служить слова К. Д.
Ушинского «В огне, оживляющем юность, отливается
характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня
этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто
опасное для общества, не стеснять его свободного
горения, а только заботиться о том, чтобы материал,
который в это время вливается душу юности, был хорошего
качества». |