Структура урока
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация
усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и
упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
- творческое
применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем
решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему уроку;
- подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность
различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в
процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
 |
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; |
 |
указание на то, что учащиеся должны запомнить; |
 |
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; |
 |
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); |
 |
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; |
 |
контроль результатов первичного запоминания; |
 |
регулярное
систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные
промежутки времени в сочетании с различными требованиями к
воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; |
 |
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; |
 |
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. |
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
 |
сообщение учащимся цели предстоящей работы; |
 |
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; |
 |
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; |
 |
проверка выполнения работ; |
 |
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; |
 |
задание на дом (если это необходимо). |
Структура урока формирования умений и навыков:
 |
постановка цели урока; |
 |
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; |
 |
проведение проверочных упражнений; |
 |
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; |
 |
упражнения на их освоение; |
 |
упражнения на их закрепление; |
 |
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; |
 |
упражнения на перенос в сходную ситуацию; |
 |
упражнения творческого характера; |
 |
итог урока; |
 |
задание на дом. |
Структура урока повторения:
 |
организация начала урока; |
 |
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; |
 |
проверка
домашнего задания, направленного на повторение основных понятий,
умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности
(практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем
повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; |
 |
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; |
 |
задание на дом. |
Структура урока проверки знаний:
 |
организация
начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.
Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно
волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему
изучению материала; |
 |
постановка
задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет
проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили
соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы
учащиеся обязательно сами проверили работы; |
 |
изложение
содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры,
диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или
степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для
каждого ученика. |
 |
подведение
итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует
допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками
(иногда на это уходит следующий урок); |
 |
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. |
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
 |
организация начала урока (психологический настрой учащихся); |
 |
сообщение темы урока и его задач; |
 |
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; |
 |
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; |
 |
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; |
 |
творческое применение знаний и умений; |
 |
упражнение по отработке навыков; |
 |
домашнее задание; |
 |
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. |
Структура повторительно-обобщающего урока:
 |
организационный момент; |
 |
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; |
 |
выполнение
учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и
письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера,
вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов,
явлений; |
 |
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); |
 |
формулирование выводов по изученному материалу; |
 |
оценка результатов урока; |
 |
подведение итогов; |
 |
задание на дом (не всегда). |
Структура комбинированного урока
(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
 |
организация начала урока; |
 |
проверка домашнего задания, постановка цели урока; |
 |
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; |
 |
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; |
 |
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; |
 |
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; |
 |
подведение итогов и результатов урока; |
 |
задание на дом; |
 |
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). |
Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В.Маховой:
 |
рассказ обзорного типа по всей теме; |
 |
урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений |
 |
урок - практическая работа; |
 |
урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; |
 |
заключительный опрос по теоретическому материалу; |
 |
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. |
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
 |
уроки теоретического разбора материала учителем; |
 |
уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; |
 |
уроки-семинары; |
 |
уроки-практикумы; |
 |
уроки контроля и оценки. |
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
 |
урок-лекция по всей теме; |
 |
уроки-решения ключевых задач; |
 |
урок-консультация; |
 |
урок-зачет. | |