четкое
формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,
их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в
общей системе уроков;
определение
оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной
программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности
учащихся;
прогнозирование
уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и
навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор
наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе
урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание
различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
учет
контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые
учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
учащихся;
соотношение
побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие
положительные чувства в связи с проделанной работой, установки,
стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и
принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
Особенности самоорганизации учителя:
подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
рабочее
самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с
темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в
осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему
происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
педагогический такт (случаи проявления);
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
использование установок в форме убеждения, внушения;
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
использование
различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее
усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа,
индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
определение
уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне
конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,
"открытий", формулирования выводов);
опора
на психологические закономерности формирования представлений, понятий,
уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной
деятельности и воображении учащихся;
планирование
приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность
мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций,
разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование
задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и
исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых
интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение
заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
руководство
повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного,
объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием
умений рассуждать и умозаключать;
использование
различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы,
условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а
также обработке результатов и оформлению работы);
Закрепление результатов работы:
формирование навыков путем упражнений;
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
возможные
группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при
определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм
работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
температурный режим;
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
освещение;
предупреждение утомления и переутомления;
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
необходим
полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны
соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!