Триединая цель урока
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая
цель урока- это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже
писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В
цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны
стремится учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель
плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об
эффективности урока трудно говорить
Триединая
цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только
учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это
пусковой механизм урока.Она определяет характер взаимодействия учителя и
учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и
в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к
этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации
(только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты)
должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ
носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по
себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели
этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется,
или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение
урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о
построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а
задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения
Что
же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель
урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из
них:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить
и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить
чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы
научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять
выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину,
осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину,
оперативность, прочность.
- Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно
при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня
качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на
данном уроке : репродуктивного, конструктивного или творческого"
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это
наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он
почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в
основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что
нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к
каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо
медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность
развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере
как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда
следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть
сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для
уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
- Развитие речи:
Обогащение
и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции
(новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление
коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами
языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика
- Развитие мышления
Очень
часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся
мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а
умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель
не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать
более конкретно.
|
Учить анализировать,
|
|
учить выделять главное,
|
|
учить сравнивать,
|
|
учить строить аналогии,
|
|
обобщать и систематизировать,
|
|
доказывать и опровергать,
|
|
определять и объяснять понятия,
|
|
ставить и разрешать проблемы. | Овладение этими методами и означает умение мыслить
- Развитие сенсорной сферы. Здесь
речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во
времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы,
звуков, оттенков речи.
- Развитие двигательной сферы.Оно
предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять
своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку,
соразмеримость движения и тп.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему,
развивающее обучение не может не быть воспитывающим. "учить и
воспитывать- как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются
одновременно и накрепко неторопливым движением замка- творческой мысли.
Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке", -писал в "Учительской
газете" (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е.
Ильин
Урок
обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств
личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать
использование содержания учебного материала, методов обучения, форм
организации познавательной деятельности в их взаимодействии для
осуществления формирования и развития нравственных, трудовых,
эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности
школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к
общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее
обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется
целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений
учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик
сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому
воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд
отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в
виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные
задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на
одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание
педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и
постоянным.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке ?.
Прежде
всего - это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие
отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и
развиваться учителем на уроке независимо от его предметной
принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность,
товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность,
дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по
отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование
гуманных отношений на уроке- непреходящая задача учителя.
Вторым
нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик,
является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких
качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство
собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность,
добросовестность, ответственность и честность
Третий
объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в
таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие,
добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость
сопереживания их успехам- все это проявляет отношения школьников к
коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным
пособиям, максимальная работоспособность на уроке- в этом ученик
проявляет себя как член общества.
Важнейшей
нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и
все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является
труд.
Отношение
ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное
выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места,
дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это
подвластно влиянию учителя на уроке.
И
, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно
присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в
добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в
озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в
умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к
учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель
раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят |